В сентябре 2008 года запуск адронного коллайдера совпал с началом мирового финансового кризиса. С тех пор многие пытаются понять, как же они не заметили наступление конца света. В задачу коллайдера входило генерирование микроскопических черных дыр. Некоторые предупреждали, что эти дыры будут разрастаться, пока не поглотят Землю. Как заметил один физик: "Если мы окажемся внутри черной дыры, мы можем не почувствовать никаких изменений".
Первым описанием законов мира победившей энтропии стала бёртоновская "Алиса в Стране чудес". Иллюстрацией нового миропорядка, его иконой может служить Белая королева. В памяти от нее остается только зияющая пустота большого черного рта. Без имени, характера и желаний. В ее королевстве ничего не происходит, время замерло и аннулировалось. Она живет в мире после мирового кризиса, который на поверку оказался не столько финансовым, сколько ужасом сновидений наяву. Все, что произошло за последние полтора года – лишь материализация страхов коллективного подсознания (каким оно было летом 2008-го). События сменяют друг друга по логике ночного кошмара: происшествия мутируют во все более абсурдные формы, но при этом не показывают динамики хоть какого-либо развития.
На пару с Белой королевой Алиса составляет ось отрицательных персонажей фильма. Если королева демонстрирует материализацию пустоты, то Алиса символизирует агонизирующую апатию человечества, вырождение последних признаков жизни. С первых кадров она все время повторяет, что видит сон: можно уклониться от выполнения любых обязанностей, если поверить, что реального мира не существует.Заметим, что по настойчивому нежеланию участвовать в каких бы то ни было проявлениях жизни можно диагностировать третью стадию энтропической болезни – когда человек превращается во взвешенную частицу.
Алиса всех убеждает, что они – ее сон, при этом не сомневается в своем существовании. Между тем, Мигель де Унамуно, например, говорил, что человек, ни разу не усомнившийся в собственном существовании, ужасен. Нет причин ему не верить. Ошибочность умозрительных выводов Алисы опровергается фактом ее повторного появления в Стране чудес. Все ее встречи и поступки строятся именно на системе повторов. Это очень важная деталь, если иметь в виду, что, по утверждению Гегеля, реальность является нам только в повторе. Нечто, случившееся единственный и неповторимый раз, не является реальностью. Нужно закрепление. Таким образом, именно в Стране чудес Алиса становится реальной, что не удалось ей во время бала, где она не могла даже идентифицировать свой пол.
Алиса призывает всех к безумию, как к форме выживания в мире абсурда. Популярная, кстати, сейчас в России идея ("Когда абсурд перерос в сумасшествие, система включила команду самоликвидации"). Фильм Тима Бёртона, однако, не про это – скорее, он про симуляцию призвания и про фальшивую стимуляцию безумия. Алиса думает, что она тоньше и сложнее прочих. Она упивается своей оригинальностью на балу в викторианской Англии и своей мессианской ролью в Стране Чудес. Самообманом она пытается скрыть полную бездарность: Алиса не умеет ничего – танцевать, держать себя в обществе, говорить. За нее все делают персонажи-функции: от Шляпника до меча. Как мудро заметил перед решающей битвой меч: "Тебе ничего не надо уметь – просто держи меня, я все сделаю сам".
В мире, который подчиняется законам энтропии, никто не работает – труд здесь невозможен. Люди и прочие мыслящие существа находятся в состоянии взвешенных частиц. На среду, состоящую из взвешенных частиц, не действует закон Архимеда. Такой средой является болото, любые попытки плыть в котором ускоряют погружение. Как говорил Мавроди: "Если попал в болото, то надо не плыть. Надо сидеть спокойно и ждать".
Как только Шляпнику вдруг выпадает возможность снова заняться любимой работой, он преображается, впадает в транс от счастья снова делать шляпы. В этот момент он похож на живого человека больше, чем кто-либо за весь фильм. Социальная активность Шляпника грозит разрушить равновесие общего бессознательного, поэтому его тут же одергивают очередным абстрактным политическим лозунгом.
Повторимся – в мире Белой королевы (мире энтропии, черной дыры) никто не может работать, иметь собственное мнение (активные революционеры Соня и Мартовский Заяц там просто исчезают и сходят с ума, соответственно). Позволяется только развлекаться. Мир Белой королевы – материализация ада. В аду каждого ждет его любимое времяпреповождение: кто-то будет день за днем танцевать жигу-дрыгу, другого ожидает миллион лет оргазма, иные могут просидеть миллиард лет за чашкой чая и разговаривать об одном и том же, по кругу. Котлы и черти там излишни.
Угрозу энтропии представляет только интеллект, только трезвая самоидентификация и жизнь по простейшим моральным категориям, а не по законам травестии. Именно поэтому ярлык "врага общества" навешивается на Красную королеву. На первый взгляд, фильм очаровательно неполиткорректен – высмеивает разнообразные уродства, приравнивая в стиле XVIII-XIX веков внешние качества к нравственным. На самом же деле, настоящим уродством в фильме признается только большая голова – т.е. чрезмерный ум. Красная королева – единственная, кто проявляет искренние чувства. Наивная, прямая, честная. До начала бунта она преследует только одну цель – всеобщую любовь. Фильм наглядно демонстрирует нежизнеспособность этих категорий.
Симптоматично, что окружение Красной королевы, теряя фальшивые уродства – теряют индивидуальность. Вскоре они вовсе дематериализуются. Ничто, даже Красная королева, не достигает своего конца или смерти внутри черной дыры (Бёртон не оставляет пространства для иных трактовок природы Страны чудес – Алиса даже попадает в нее, упав в черную дыру кроличьей норы). После конца света ничего не исчезло, мир погибает в бесконечных самоповторах, размножении идентичных персонажей (как колода карт и шахматные фигуры, без боя перешедшие на сторону энтропии), захлебывается во вторичном, притворном существовании.
Единственная реалистичная мечта в этом мире – уплыть вслед за Алисой в Китай, за партией дешевого опиума.