«Говорящий не знает, знающий не говорит». Этот афоризм прекрасно подходит к описанию «большой политики», где очень многие подробности остаются на долгие годы, а то и навсегда скрытыми от глаз граждан. Но и у простых смертных есть шанс заглянуть на «кухню большой политики». Например, если о порядках на этой «кухне» рассказывают отошедшие от дел «шеф-повара».
Нынешний экономический кризис дает нам замечательные свидетельства классового характера российского государства. Несмотря на непрекращающийся поток риторики с телеэкранов, направленной на создание положительного образа правительства, которое заботится о народе в период экономических неурядиц, действия российской власти направлены на удовлетворение интересов вполне определенной социальной группы.
«Я убью тебя, негодяй, но сначала я и мои сорок слонов споем песню!» – в этой шутке наиболее лаконично выражено стереотипное представление россиян об индийском кино. Без фильмов, где бедный юноша (но при этом из богатой семьи, связь с которой он утрачивает, осиротев или будучи похищен в младенчестве) на фоне зажигательных песен и танцев проходит множество испытаний, находит родных, получает богатство и обретает любовь, так же нельзя представить позднесоветского быта, как без латиноамериканских сериалов – Россию 90-х.
Китай прочно вошел в жизнь россиян – от политиков до обывателей. «Китайской угрозой» пугают население, и в то же время надеются, что уж если не русский медведь, то китайский дракон точно покажет «кузькину мать» Западу. В Китае видят конкурента в мировой политике и на мировом рынке, и в то же время надеются на его партнерскую помощь. И даже Новый год в России уже давно встречают под знаком китайского гороскопа, впрочем, забывая, что «китайский новый год» наступает на три-четыре недели позже «русского».
В конце 2008 года издательство URSS начало выпуск книжной серии «Размышляя об анархизме». Стоит отметить, что уже с 2003 года URSS издает марксистскую серию «Размышляя о марксизме», которая знакомит читателя с разными аспектами этого направления левой мысли, столь привычного многим, что оно кажется им единственным. Теперь у всех желающих появилась возможность подробнее ознакомиться и с другим, менее известным в России сегодня левым направлением – анархистским.
Русская православная церковь давно перестала быть «одной из многих» религиозных организаций России. Она пользуется особой поддержкой властей. К тому же очень значительная часть жителей страны идентифицирует себя как православных (хотя об их численности можно спорить). Поэтому и выборы нового патриарха не могли быть исключительно внутрицерковным вопросом, и стали проблемой политической, которая в той или иной мере касается и верующих других конфессий, и атеистов.
Правая литература на прилавках отечественных книжных делится на две неравные части. Большую часть составляют издания, которые и литературой-то назвать сложно – знакомые каждому книги с яркими обложками, напечатанные на газетной бумаге и с названиями вроде «Повседневная жизнь Гитлера в арктических льдах» (туда он, как известно, сбежал в 45-м), «Гитлер и его оккультные невесты», «Магические руны СС» и т.п. Совсем другое дело – серьезно подготовленные издания правых мыслителей вроде Карла Шмитта или Эрнста Юнгера.
«У нас произошла большая неприятность. Нашу сотрудницу вчера ограбили двое неизвестных. Она не запомнила их лиц и не может сказать о них что-либо определенное. Но мы уверены, как минимум на 50 %, что это были журналисты. Сейчас многие издания сокращают своих сотрудников, и немало журналистов остается без работы. Конечно, родители могли им в детстве объяснять, что грабить и убивать нехорошо, но не стоит на это особенно надеяться. Оставшись без работы и находясь в самом активом возрасте, многие журналисты готовы будут пойти на любое преступление».
Недавно мне вспомнилась история, произошедшая более года назад с анархистом, участвовавшим в движении против «точечной застройки». Этого человека во время одной из акции схватили и посадили в автобус сотрудники милиции. А пока возмущенные жильцы, окружив автобус, требовали отпустить активиста, с ним проводил «разъяснительную работу» человек в штатском. Аргументы, которые он использовал, были приблизительно такими: «Ты же нормальный парень, не то что всякие там проплаченные люди, извращенцы, экстремисты, которые ходят на все эти акции. Зачем тебе это надо? А ты бы лучше после работы с друзьями выпил водочки, пошел на дискотеку, снял бы там бабу…»