Порой протест принимает самые странные формы. В годы Первой мировой войны цюрихские дадаисты, многие из которых скрывались в Швейцарии от воинской повинности, демонстративно игнорировали развязавшуюся мировую бойню, предаваясь вполне невинным детским занятиям – бессмысленным играм и шалостям, которые, правда, наделали в Европе шуму ничуть не меньше, чем выстрелы пушек на полях сражений, и кардинально изменили не только все последующее мировое искусство, но и самый подход к нему.
Удивительно, как изменился праздник 8 марта с момента своего появления. По крайней мере в России. Зародившись как день борьбы женщин за свои права, он стал наименее политизированным и в наименьшей степени ассоциирующейся с протестными настроениями.
Кампания протеста против браконьерской охоты в Горном Алтае вновь сделала, казалось бы, забытые вопросы экологии заметным фактором общественной жизни.
Об экологическом движении и экологических проблемах, влияющих на нашу жизньь, обозревателю Рабкор.ру Михаилу Нейжмакову рассказал Алексей Яблоков – профессор, член-корреспондент РАН, председатель фракции «Зеленая Россия» в партии «ЯБЛОКО», один из основателей экологического движения в нашей стране.
К Кену Лоучу в среде свободных профсоюзов отношение особое. Даже не к самому режиссеру, а к его конкретному фильму. «Хлеб и розы», переведенный и растиражированный на средства международных профсоюзов стал, пожалуй, самым известным и самым художественным пособием по профсоюзному органайзингу. Так что многие, смотревшие его, могут не знать имени режиссера, но при этом весьма высоко ценить сам фильм и проповедуемые им идеи.
Несколько лет назад модно было говорить, что империя «детерриториализирована». Это означало смену физических аванпостов имперского контроля более аморфными формами политического контроля. Однако один лишь взгляд на карту, покрытую сетью иностранных военных баз, доказывает совершенно обратное. Существует более тысячи иностранных военных баз, большей частью под управлением армии США, в более чем 130 странах мира. Базы могут занимать огромные территории, как в бухте Гуантанамо, могут представлять собой небольшие разведывательные базы и тренировочные лагеря, могут быть хранилищами ядерных боеголовок, заправочными станциями, госпиталями и базами отдыха.
Позади тревожные месяцы первой девальвации рубля. Чиновники ликуют. Россияне подсчитывают потери от почти 30 % обесценивания национальной валюты. Власти уверяют: тяжелейшая фаза кризиса практически пройдена. Обещаны улучшения от целебного кровопускания – девальвации. Эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО) придерживаются иного мнения. Как и в 2007 году прогнозы ИГСО о развитии кризиса пессимистичны, но, как показало время, именно они оказались верны. Главный редактор Рабкор.ру Алексей Козлов побеседовал с руководителем Центра экономических исследований ИГСО Василием Колташовым о перспективах новой девальвации, электронных платежных систем и будущем доллара.
Случается, что разными театрами вдруг одновременно оказывается востребованным одно и то же произведение. Чехов, которого ставят все кому не лень, тут не в счет. По пьесам Чехова в репертуаре трудно проследить и закономерности театрального процесса, и включенность художников в нашу реальность, поскольку зачастую в силу вступают субъективные факторы. А вот повесть Льва Толстого «Крейцерова соната», поставленная пусть на малых сценах, но в двух театрах почти одновременно – в МХТ им. А.П. Чехова и в Театре им. А.С. Пушкина – возможно, что-то и объясняет не только про личные мотивации творцов, но и про тоску нынешнего общества по устоям и ценностям.
Беспорядки осени 2005 года во Франции, в которых приняли участие молодые потомки мигрантов из стран Магриба, стали важным политическим фактором. В основном – фактором страха. На родине «свободы, равенства и братства» страх перед новыми волнениями молодежи из «арабских» пригородов сыграл не последнюю роль в приходе к власти правого президента Николя Саркози. В России страх перед чужой эмигрантской угрозой тоже не использовал только ленивый – от политтехнологов до журналистов.
Можно ли рассматривать искусство в его отношении к реальности через одного, пусть и значительного автора? Может быть, и нельзя, но сейчас это произойдет. Есть к этому и основания – серия «12 из ХХ», работа белорусских художников Владимира Цеслера и Сергея Войченко, работавших в соавторстве вплоть до смерти Войченко.