Удивительно, как изменился праздник 8 марта с момента своего появления. По крайней мере в России. Зародившись как день борьбы женщин за свои права, он стал наименее политизированным и в наименьшей степени ассоциирующейся с протестными настроениями. Это, пожалуй, единственный праздник, когда ни одна из системных политических партий России не только не пыталась провести какие-либо акции протеста, но даже сделать сколько-нибудь политизированное или хотя бы нацеленное на защиту социальных прав заявление.
В пародийном варианте 8 марта превратился в день, когда мужчины от души отмечают женский день, а празднование готовят женщины. В идеализированном – в некое подобие античных Сатурналий. Напомним, что в рамках этого отмечавшегося в конце декабря древнеримского праздника рабы и хозяева (в идеале) должны были меняться местами: свободные могли брать на себя часть домашней работы, давая невольникам отдохнуть и иногда даже прислуживая им за столом. И если не такой радикальный вариант, то уж освобождение на время праздника от изнурительной работы по дому и телесных наказаний раб мог получить точно. При этом никто никогда не называл Сатурналии «днями борьбы за права рабов». Наоборот, они как раз подчеркивали статус невольника, но давали ему своего рода отдушину – хоть раз в году почувствовать, что и к нему могут относиться по человечески, не преодолеть свой статус, а забыть о нем хотя бы ненадолго.
Кто-то возразит, что российские женщины все-таки не рабыни.Что ж, тогда можно предложить более мягкую, хотя и не такую точную аналогию – средневековые карнавалы, родственные тем же Сатурналиям, тоже никогда не воспринимавшиеся как «дни борьбы за права», когда люди получали психологическую отдушину, забыв о социальных статусах и рангах. Кстати, Масленица, русский аналог западноевропейских карнавалов, приходится примерно на то же время, что и Международный женский день.
Таким образом, одна из функций 8 марта – психологической отдушины для женщин – появилась стихийно. Но есть и другая – трансляция в общество образа женщины, который является принятым на уровне официальной или неофициальной идеологии. На эту функцию нисколько не повлиял тот факт, что праздник с каждым годом становился все менее официозным. А что в наше время является главным каналом такой трансляции? Правильно – телевидение. Давайте поэтому обратимся к программе российских телеканалов и посмотрим, какой образ женщины и какое место в обществе для прекрасного пола предлагает нам «голубой экран».
Впрочем, присмотревшись, мы увидим, что таких образов сразу четыре – в зависимости от эпохи, в которую были сняты фильмы и передачи, представленные на экране.
Первый идет к нам из советского кино, созданного до эпохи «застоя». Это, например, «Девушка с гитарой» (8 марта вышедший на канале «Россия») и «Укротительница тигров» (который увидели зрители ТВ Центра). Не так много существует в мире фильмов, где среди главных героев есть женщина, но нет любовной линии. Однако у советского кино «дозастойной» эпохи есть одна особенность – любовная линия в нем неразрывно связана с социальной. Героиня борется за свое призвание, проявляет активность на общественном поприще и в труде, и именно поэтому находит своего возлюбленного. «Принц на белом коне», таким образом, становится наградой за социальную активность.
Второй образ дает нам кино позднесоветское. Оно представлено на праздничном телеэкране гораздо заметнее и идет не рано утром, а днем. В этом году из фильмов этого типа по федеральным телеканалам прошли «Любовь и голуби», «Ирония судьбы, или С легким паром» (Первый канал), «Служебный роман» («Россия»), а также «Москва слезам не верит», и «Самая обаятельная и привлекательная» на некоторых дециметровых телеканалах.
Казалось бы, фильмы этого и предыдущего типов снимались в одной и той же стране, где на стенах висели портреты одних и тех же отцов-основателей, а у власти находилась та же партия. Но насколько изменился образ женщины, ее места в обществе, да и взгляды на жизнь в целом! Если в фильмах предыдущей эпохи герои живут работой и своим призванием, то теперь эти вопросы либо фактически остаются за кадром, либо составляют некий назойливый, не очень желательный фон. Героиня и в общественной жизни обязана участвовать «с оттенком легкой обреченности», и на работу идти с таким же обреченным видом. Если она добивается профессиональных успехов и погружена в работу – значит, с ней явно что-то не так, видимо, это знак «несложившейся жизни». Ее социальная роль мешает любовной линии. Кстати, и рабочая атмосфера в коллективе (если он вообще появляется на экране) уже совсем другая – уже недалеко до того самого стереотипного офиса 2000-х: в этих НИИ органически не хватает «Одноклассников.ру», чтобы было чем убить рабочее время.
Третий образ – женщина 1990-х. Живет она в экстремальную эпоху слома старого мира, практически на войне – иногда и в прямом смысле слова. Иногда и фронта нет, но пули (бандитские) над головой свистят. Человек в эпоху Ельцина ведет войну за выживание, и страна несет потери – обратим внимание на высокий уровень смертности той эпохи, не изжитый до сих пор. В этой ситуации уже не до гендерных предрассудков, поэтому и женщина в кино этих лет – активная, независимая, инициативная, та, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Интересно, что фильмов этой эпохи на федеральных телеканалах 8 марта было почти не найти. Может быть, потому что 8 марта – это время психологического отдыха, а фильмы 1990-х слишком мрачны. Может, российское кино того времени было подчас не слишком качественным и не слишком удачным – действительно, много ли фильмов, снятых в это время, запомнилось зрителям? Но возможно, есть и другая причина: образ женщины 90-х уже не вписывается в негласную идеологию «нулевых». Этот образ теперь может существовать только в пародийной, юмористической форме. Так, концерт Елены Степаненко «Бабы, вперед!» (канал «Россия») – во многом культурное наследие 90-х.
Впрочем, если фильмов 90-х в программе федеральных телеканалов 8 марта нет, то вот наследники их стилистики имеются. И самые заметные оказались представлены на НТВ. О том, традицию какой эпохи наследует фильм «Мамочка, я киллера люблю», говорит само название. «Код апокалипсиса», фильм о героических спецслужбах – конечно, типичное порождение «нулевых», но вот образ его главной героини в образ «женщины нулевых» не очень вписывается. Впрочем, и здесь есть логичное объяснение. Спецслужбы в государстве – все равно что автомобили со спецсигналами на автодороге, действуют по собственным правилам, поэтому то, чего нельзя простым смертным, можно девушке с Лубянки.
Наконец, четвертый образ – женщины «нулевых», точнее, «пика эпохи стабильности». «Женщина по природе своей склонна к смирению», «Мымра – это та, которой зачем-то еще и собственные принципы нужны», «Единственная задача женщины – заботиться о мужчине» – вот характерные афоризмы эпохи. По крайней мере на кино- и телеэкране. Здесь деловая женщина – персонаж либо отрицательный, либо отрицательно-комичный. Можно, конечно, приписать это классовой позиции создателей фильмов, но дело в том, что предприниматель-мужчина – обычно персонаж положительный. Работа тут – исключительно ради денег, талант – «лопата для гребли в зеленой волне», поэтому и отношение к этой деятельности всерьез как-то не сочетается с понятием «духовность».
В 2008 году вышла целая плеяда фильмов и сериалов с таким лейтмотивом. Причем отличить фильмы к «Году семьи» от обыкновенных мелодрам подчас помогала характерная особенность: если герои ни с того ни с сего вдруг заговаривали идеологически выдержанными (в духе семейной политики правительства) фразами, значит, фильм приурочен к 2008 году.
Был, правда, и другой сектор теле- и кинопродукции – «гламурный». Впрочем, если в телепрограммах гламур больше занимался саморекламой, то в кино мы чаще видим его разоблачение в духе «Сюда пойдешь – себя потеряешь». Одним из примеров – прошедший по каналу «Россия» накануне праздника, 6 марта, фильм «Попса».
В итоге, в кризисный 2009-й и «гламур» на экранах как-то затаился, и многие фильмы, созданные к Году семьи, в новом году оказались уже невостребованы. Из фильмов в стилистике нулевых, представленных 8 марта этого года, можно выделить разве что картину «Мымра» (ТВ Центр).
А раз старая стилистика оказалась невостребована, значит, эпоха кризиса наверняка породит новые фильмы и новый образ женщины. Пока же сценаристы и идеологи ищут этот образ, «на земле» празднуют 8 марта. Крупный чиновник может поздравить «дорогих женщин» с наступающим праздником и снова забыть о социальных пособиях. Шеф – попросить разослать сотрудницам открытки и со спокойной совестью вновь понизить им зарплату. Ведь наш современный праздник давно порвал с традициями его основательниц, предлагавших женщинам не «смиряться», а бороться за свои права.
Михаил Нейжмаков