Владимир Цеслер. Сергей Войченко. 12 из ХХ.
Владимир Цеслер, известнейший дизайнер и художник из Белоруссии. Долгое время творил в соавторстве с ныне покойным Сергеем Войченко. Их работы были удостоены многих международных наград, выставлялись в Пушкинском и Русском музее, входят, в том числе, и в коллекцию Лувра. Не касаясь художественного уровня их работ, представляется, что эти работы могут служить весьма репрезентативной выборкой для характеристики мифологем и массового сознания XXI века, поскольку являются одновременно и концептуальными, и обыгрывающими формы массового сознания.
Можно ли рассматривать искусство в его отношении к реальности через одного, пусть и значительного автора? Может быть, и нельзя, но сейчас это произойдет. Есть к этому и основания – серия «Проект века. 12 из ХХ», Владимира Цеслера и Сергея Войченко.
Яйцо, как известно – сфера почти совершенная, сохраняющая неразвитое тело птенца, пока он не разломит скорлупу изнутри.
У Цеслера – Войченко – ряд этих сфер, замкнутых, не сообщающихся друг с другом никак, кроме самой формы. Есть яйцо. Есть другое. Есть ряд яиц. Есть Дали, есть Бродский – есть ряд.
ХХ век – это, конечно, приписка. Ряд мог быть совершенно произвольным, и у яиц были бы другие имена, другая фактура, другие вирши приписывали бы свой смысл тем яйцам и по-иному характеризовали бы их сами авторы.
Вообще, представляется, что этот проект – одна из самых совершенных матриц для изображения «искусства ХХ века», причем сработанная автором-авторами. Именно автором, о котором говорят, что его нет. Последнее верно в том странном смысле, что реальность человека условна, а то, что выдается за него, собственно, является условным собранием разнообразных по происхождению явлений, вещей, процессов. А автор – одно из таких не самых обязательных явлений, как, например, подпись или название работы.
Ряд яиц – проект, ряд надписей-характеристик – работа критика. И все это стянуто вместе посредством имен Цеслера и Войченко. Дополнительно – стихотворный ряд. Он совершенно не обязателен, но без него связь яиц друг с другом и с реальностью была бы еще условней, а так им придается иной художественный статус – и получается мир искусства ХХ века, его изображение.
Внутренность каждого яйца автономна – это главная метафора Цеслера – Войченко, если позволительно приписывать метафорические смыслы яйцам. Яйца различаются, но их содержание сведено к поверхности, к фактуре и надписям. Яйцо Бродского блестит, а яйцо Маяковского – тяжелое и ржавое, у Пикассо – красное дерево, золотится Дали… Метафоры случайны или же, наоборот, очевидны: черное яйцо Малевича.
Реальности нет, есть составленные ряды, есть подписи – аналогии реальности, ее виртуализации – уже без начала и без конца.
Но яйцо и то, что изображает череп.
Яйца творчества – деформация индивидуальных творческих черепов. Яйца, созданные для созерцания или продажи.
В яйцах эта индивидуальность становится тем, что она есть в мире, – подписью под вещью.
Владимир Цеслер и Сергей Войченко создали совершенный проект – ничем не уклоняющийся от своего названия, искусство ХХ века – искусство замкнутых, несообщающихся монад, где куратор играет роль бога.
Александр Матяш