Не имеющая своего постоянного места жительства петербургская галерея «Паразит» захватила пространство арт-центра «Борей» и устроила там выставку «Красота». «Галерея PARAZIT осуществляет свою деятельность … в местах и пространствах, не предназначенных для выставочной деятельности. Врожденными особенностями PARAZIT-а являются творческая экспансия и тиражирование филиалов галереи на чужих территориях, как с согласия владельцев, так и без него», – так написано на сайте галереи. С постоянными художниками галереи беседовала автор Рабкор.ру Татьяна Аржанникова.
На слух выходит какая-то неразбериха: галерея «Паразит» в галерее «Борей». Расскажите подробнее, как так вышло?
Владимир Козин*: История создания галереи такова: в 2000 году художник Вадим Флягин и я, Владимир Козин, предложили концепцию кочующей галереи, которая не имеет постоянного физического адреса, а паразитирует на теле различных культурных институций. Поскольку у нас были хорошие отношения с «Бореем», в частности, с директором галереи Татьяной Григорьевной Пономаренко, мы сначала сделали несколько выставок, а потом открыли проект в коридоре галереи.Флягин и я были тогда еще членами товарищества «Новые тупые». Предполагалось, что сеть таких галерей сможет устраивать выставки где угодно, даже в местах, не приспособленных для демонстрации произведений искусства. У каждой галереи есть какой-то коридор, тамбур, туалетная или курительная комната, лестничная площадка – и вот задействуются такие пространства. Одна из концепций была такова: мы не делаем открытия, потому что когда народ приходит на хозяйскую выставку, он уже видит выставку, которая представлена «Паразитом». Идеология паразитирования в нескольких местах была испробована. Вся технология срабатывала.
А вы знаете, что подобные галереи «без места» появлялись в других городах? Например, в Самаре была галерея «Бомж», организованная художником Владимиром Логутовым.
Нет, не знаю. Наверное, мы показывали пример некой свободы. У нас в 2000 году было еще несколько интересных проектов. Например, музей «Мышеловка» на Пушкинской, 10 – альтернативный передвижной музей, где в качестве модуля была мышеловка. В продолжение этой линию у меня, например, есть самая маленькая галерея в Санкт-Петербурге, «10х15». Она базируется на выходе из галереи «Борей». Так что возможны разные способы реализации художественных идей: кому-то нужны большие пространства и большие средства, кому-то – нет. В общем, мир многогранен, и я считаю, пусть цветут все цветы, которые есть в этом мире.
Насколько мне известно, в «Паразите» выставляются в основном молодые художники, таков был изначальный посыл при создании галереи?
Нет. С самого начала у нас участвовали только известные художники. Сейчас, действительно, сложился постоянный круг художников, среди которых много молодежи. Это все очень перспективные художники, например, группа «Мыло», в которую входит Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов. Молодежная секция участвует в проектах очень активно, и сейчас предполагается серия выставок, которые будут проводиться в других выставочных пространствах. У нас ведь кураторов как таковых нет. Здесь художники становятся кураторами. Мы сообща придумываем какие-то темы, сообща обсуждаем, что нам интересно делать, и делаем это. Нас никто не двигает, мы сами даем себе некую установку и, кроме всего, мы постоянно находимся в боевой форме. Ведь мы каждые две недели устраиваем новую выставку. Не каждый в Петербурге может похвастаться этим.
Да, действительно не каждый. Мне вспоминается только галерея «Люда».
Галерея «Люда» показывает разных художников, а здесь группа, которая состоит из постоянных участников. Это скорее даже объединение художников на базе галереи «Паразит». Нам прежде всего интересна возможность совместного показа и какая-то притирка, откатка идей. Мы смотрим, какие идеи как решаются. Понятно, что в этом маленьком коридорчике мы не можем сделать большую выставку. Каждый художник выставляет по одной работе. Главное, что таким образом происходит осмысление проекта. Каждый проект начинается с обдумывания вариантов, предлагаются эскизы, решения. И хоть наша группа открытая, может прийти любой и попробовать свои силы в совместной работе, чаще всего приходящие со стороны художники не выдерживают ритма. Потому как нами выбираются для осмысления разные аспекты бытия: прошлая тема была «Плагиат», теперь «Красота», следующая будет «Memento mori» – это требует от художника мобильности. Не каждый художник может переключаться от красоты к смерти.
Как мне кажется, художественные объединения и группировки – это такое питерское явление, идущее от обэриутов…
Наверное, что касается «паразитов», есть некая преемственность в том, что я входил в группу «Новые тупые». Сейчас ее уже нет. В 2002 году мы съездили на арт-фестиваль «Artgenda» в Гамбург и прекратили свое существование, так как четыре человека уехало за границу, Флягин – в Новгород… Наверное, идеологически сейчас уже трудно предложить какую-то новую стратегию. Единственное, есть некий интересный способ, когда художники общаются, и в общении они собственные идеи. Это нам нравится.
Художники не боятся делиться своими идеями?
Я считаю, шило в мешке не утаишь. Ничто не ново, по большому счету. Все эти боязни, что кто-то у кого-то украдет что-то, – они ущербны. И художники, которые считают, что они что-то новое изобрели, чего до них не было, – это бред и галиматья, всё уже было. Как раз интересно в ситуации, когда «всё уже было», находить свое острие и свой угол.
Ваша художественная политика является неким вызовом питерским галереям?
Наша художественная политика – политика свободы от правил и диктата галерей. Сейчас в основном сложилась ситуация, при которой кураторы полностью руководят художниками. Я же считаю, что искусство не может быть только кураторское, когда художник становится материалом, глиной, из которой куратор лепит. Тогда давайте называть куратора художником. Наше поколение выросло в отсутствие кураторов. Каждая галерея, конечно, должна иметь свою политику. У таких коммерческих галерей, как «Анна Нова», «Альбом», галерея «Марины Гисич», нет выраженной идеологии. Они заполучают какого-то модного художника и, отталкиваясь от того, что он собой представляет, ведут свою работу. Но это не политика, а эксплуатация. Я понимаю художников, понимаю, почему они от этого не отказываются, – потому что им удобно продаваться и они хотят продаваться. Мы забываем о том, что художественный процесс – это еще не есть результат в качестве набитого кармана и славы. Достаточно вспомнить Дюшана или Малевича, которые совершили переворот в искусстве и не особо-то обогатились от этого. Кому-то нужно много денег, кому-то немного – от человека всё зависит.
Расскажите о других проектах в рамках галереи «Паразит».
В.К.: Магазин «Полкило». Но об этом лучше расскажет автор идеи Юрий Никифоров (Полковник).
Юрий Никифоров (Полковник)**: Магазин «Полкило» – на Римского-Корсакова, это филиал «Паразита». В продовольственном магазине делаются выставки каждый месяц. Идея простая – искусство в массы. Среди хлеба, вина и сыра можно увидеть работы наших художников. Собираемся сейчас сделать массированное наступление, так как галерейные пространства выпадают из поля зрения нормальных людей. Помимо захвата разных площадей, есть разнообразные другие проекты – просветительские, художественные, провокационные.
Как договорились с магазином?
Хозяйка интересуется искусством, у нас с ней дружеские отношения. Суть не в этом. Можно прийти и убедить, ведь заводов и магазинов очень много. И если один не согласится, то другой – с удовольствием. Мы начинаем и с заводами новый проект, перспектив много. Может и в «Лофте» откроем свою точку. Идея паразита – это такая арт-игра, очень даже удобная для творчества. Мы можем паразитировать как на физическом теле, так на идее. Например, на «Русском бедном» мы сделали проект «Паразит на Русском бедном». Это настолько в контексте нашей идеологии, что получается новый проект. Это очень гибкая модель, которая помогает и самим ориентироваться в арт-пространстве, и придумывать новые модели для работы.
Беседовала Татьяна Аржанникова
* Владимир Козин – питерский художник, известный прежде всего как один из лидеров «Товарищества новые тупые», вышедшего из недр галереи «Борей» в середине 90-х. Заявил о себе рядом ярких акций и перфомансов.
** Юрий Никифоров (Полковник) – один из создателей радикального творческого объединения на базе выставочно-музейного комплекса Нарвского замка. Основал на территории арт-центра «Пушкинская-10» экспериментальную выставочную площадку «Арт-Полигон» для выработки новых привлекательных форм работы с творческой молодежью, обучения молодежи различным художественным практикам, создания команд, которые способны работать в любых пространствах и средах с программой действий, направленной на глобальное расширение творческой экспансии молодого поколения в окружающее пространство.