Поначалу «Люда» произвела на публику впечатление чего-то легкомысленного… Многих удивило такое странное название для галереи. Некоторым казалось, что это просто шутка художника Петра Белого и никакой галереи нет. Но за полгода своего существования галерея «Люда» стала одним из культовых мест Петербурга. Здесь каждую неделю проходит новая персональная выставка. Основатель галереи – Петр Белый – один из актуальных петербургских художников, известный своими инсталляциями и графикой.
Не очень часто художник открывает галерею. Расскажите, как так получилось? И почему такое странное название – «Люда»?
Люда – это владелица помещения и моя соседка. Она никак не связана с арт-миром. Просто вышла такая забавная история: она купила небольшой домик. Обратилась ко мне: «Петр, я хочу с вами проконсультироваться, что можно с ним сделать?» Я пошел, посмотрел вместе с ней помещение и предложил: «Давайте откроем галерею». «А что это такое?» – спросила она. «Да такое белое помещение, где картины висят».
Так все и началось. Галерея вообще-то – дело нудное, скучное, но поскольку я живу напротив, мне удобно контролировать процесс. Хотя все равно это отнимает много времени от моей основной деятельности. У двора, в котором находится галерея, тоже своя история, довольно интересная: до революции там были бани, потом – коньячный завод, потом – лифтремонтуправление. Сейчас все дома, расположенные по периметру, отданы администрацией города под федерацию женского кикбоксинга, но федерация так и не начала функционировать. Поэтому здесь тихо и пусто, и нет соседей.
Да, довольно странно, центр города пустует, когда, казалось бы, все борются за лучший кусок земли.
Открыть 20–30 маленьких галерей в гаражах – было бы центровое место. Но бодаться с администрацией города, отнимать помещения у федерации кикбоксинга – это можно и в лоб получить… Не знаю, мне кажется отвратительным вписываться в такие истории. Я могу, как Манилов сказать: хорошо бы было отдать эти гаражи и склады культуре… Такие люмпенизированные места, как «Люда», и существуют, потому что в Петербурге вообще нет музея современного искусства и нет никакой институции, которая как-нибудь бы стимулировала развитие искусства. Есть ГЦСИ, но это ужасно инертная организация без выставочных площадей, и там такая бюрократия беспредельная. Если бы у них был выставочный зал, можно было бы на что-то рассчитывать, а так это офис размером с полкафе (прим. Мы беседуем с Петром Белым в небольшом питерском кафе), 10 компьютеров и 3 сотрудника, которые пытаются что-то сделать на чужих площадях. Тоска.
Что же, судьба «Люды» уже известна, и вы ее вершитель?
Люда – это, прежде всего, концептуальный проект. У всякого проекта есть начало и конец, здесь он четко обозначен – сентябрь 2009 года. Галерея существует без денег, она не занимается продажами, в каком-то смысле она идеологическая. Главной целью является расшифровка арт-ситуации Петербурга. У нас огромный дефицит площадок, и вернее, площадок очень много, но они все такого дебильного свойства: одни продают матрешек, другие возят туристов за реализмом, третьи торгуют респектабельным нонконформизмом и что-то там показывают. У жирных галерей текущего процесса, таких как, например, «Анна Нова» вообще вялая и неповоротливая политика – одна выставка раз в два месяца. Нет галереи, которая бы освещала текущие арт-события и каким-нибудь образом их стимулировала.
Как известно, особенностью «Люды» является частота выставок – каждую неделю новая. Это главная идея проекта?
Да, это так, каждую неделю выставляется новый художник. Как я уже говорил, в сентябре 2009 года проект закончится – всего планируется провести 52 экспозиции, по числу недель в году. Завершающим этапом проекта будет одна большая выставка, где зритель сможет увидеть одномоментно все 52 экспозиции. Для этого необходимо большое помещение. Скорее всего, это событие состоится в «Этажах» и станет неким бонусным треком и отчасти новым проектом. Это подведение черты – посмотреть на все вместе. В конце концов, получится мощная проба местного грунта. Такая вот моя личная инвестиция в жизнь города.
Скорее всего, в течение года событий в галерее будет больше, потому что по ходу действия появляются проекты, такие как кинопоказы или лекции, которые вторгаются извне. Например, ретроспектива Эдуарда Щелганова, кинопоказ, поскольку он, на мой взгляд – неотъемлемая часть болотного арт-процесса и снимает кино хорошее. Или, 8 марта я согласился на проект Стаса Савицкого и Димы Пиликина «Девичья игрушка» (jouet de fille), неформатное событие, которое больше имеет отношение к празднику, чем к продуманным галерейным стратегиям. На 8 марта это уместно – закамуфлированная пьянка на женскую тему. Я думаю, что посещаемость будет высокая. Проблема в том, что если ты показываешь хорошего тонкого глубокого художника-концептуалиста типа Алексея Варсопко – придет 20 человек, а если ты показываешь «девичью игрушку» – 250. Таковы свойства публики.
А что для вас продуманные галерейные стратегии и по какому принципу ведется отбор художников?
У нас довольно четкие критерии. Мы не делаем групповых выставок вообще, мы не делаем фотовыставок. Групповых не делаем, поскольку по замыслу полная ответственность должна лежать на художнике – такая воспитательная цель. Как известно, художники в нашей среде – ужасные инфантилы, а персональная выставка – это ответственность, тем более уровень свободы максимальный: что хочешь то и делай, художники для художников, «гамбургский счет». Групповые же выставки, как показывает опыт, ничего не дают, кроме повода для совместной выпивки. Как куратор я выстраиваю общестратегическую линию, и если я художнику доверяю, он дальше действует самостоятельно.
Приходит много заявок на проведение выставок в «Люде», многие хорошие, хотя и не укладываются в рамки проекта, – приходится отказывать. Выбор художника – это принципиально, хотя бывают и ошибки в этой области. Над галереей работаю, как над собственным произведением, пробую выточить некий гармоничный продукт. Помимо ошибок в выборе художника, бывают просто слабые проекты, при такой ротации это неизбежно. Так, некоторые художники, на которых я рассчитывал с точки зрения экспозиции, сделали, по моему мнению, слабые вещи. Не успели, расслабились … Тем не менее, получается такой живой процесс, отражающий, на мой взгляд, пульс петербуржской жизни. И мне не нужно у кого-то просить разрешения на проведение выставки. Захотел – сделали, захотел – не сделали. Таким образом, момент тяжелой бюрократии отсутствует. Это основной плюс. Других мотиваций, кроме моего личного выбора, нет.
Заключительный вопрос: как вы оцениваете ситуацию с современным искусством в Петербурге?
У Петербурга есть своя особенная традиция бедной культуры. Мы пытаемся осмыслить эту субкультуру как бренд. Вот для этого и существует галерея «Люда». Субкультура подразумевает некую замкнутость в стенах нашего города – города-государства. Петербург же всегда позиционировал себя как отдельную историю, отрешенную от всего российского пространства. Традиции такой маргинальной субкультуры, «своей истории» – типа Даниила Хармса, Олега Григорьева, Владимира Стерлигова и еще многих и многих граждан Петербурга. И «Люда» заточена на эту традицию.
Беседовала Татьяна Аржанникова