С 20 января по 5 февраля 2009 года в Киеве прошла выставка «Расчет», где были представлены новые работы молодых художников Жанны Кадыровой (Киев) и Виктора Макарова (Москва). Выставка расположилась в арендованном на время помещении бывшего магазина, которое теперь известно как галерея «Физкультура». Пресс-релиз к выставке содержит информацию о новой кураторской программе Владимира Кадыгроба, которая будет показывать новейшее искусство во временных пространствах. Все это называется pop-up art: «Галерея престанет быть помещением и будет заключена лишь в названии, которое в тот или иной момент может примкнуть к тому или иному помещению, месту». Следующую выставку организаторы планируют провести в одной из киевских булочных.
Все внутреннее пространство галереи занимала экспозиция из новых скульптурных объектов Жанны Кадыровой. Некоторые из них были расположены на подиумах, остальные – напольные и существующие в виде настенных рельефов. В отличие от традиционно монолитных скульптур, их форма состоит из рубленых граней кафельной плитки, которую мы привыкли видеть стандартно прямоугольной. «Интересно делать формы из материала, который никогда не гнется», – говорит сама художница в одном из своих интервью. Этим декоративным материалом, традиционно используемым в отделочных работах, Жанна Кадырова как бы облицовывает свои скульптуры.
Это грубые и массивные объекты, форма которых заимствована из системы построения диаграмм и графиков, используемых в точных науках, статистике и т.д. Художница использует облицовочную плитку локальных цветов, нарезая и складывая ее в ритмические цветовые композиции. Цветовое решение здесь не поддается какой-либо расшифровке, кроме эстетической, игнорируя существование легенды, которыми обычно сопровождаются графические схемы. Более того, некоторые сегменты «диаграмм» выглядят непропорционально вздутыми, и, кажется, сейчас вывалятся из общей массы. Так, кафельный триптих, размещенный на боковой стене, повествует о жизни взбунтовавшихся графиков, которые фигурно стремятся в разные стороны и вовсе осыпаются на пол галереи мраморными осколками. Над ними осталась висеть стерильно белая кафельная панель, пустая плоскость которой воплотила полное «отсутствие», намекая на кризис собственного изобразительного ряда.
Другая скульптура, расположенная в углу зала, представляет собой ромбовидную напольную панель, на которой рельефно изображена кривая линия графика, ритмически изменяющаяся по вертикали. Физическая пространственная ощутимость скульптуры здесь артикулирована через ее структурное решение – графический сюжет меняется в ту или иную сторону (упадок/подъем) в зависимости от того, на какой угол поставлена ромбовидная панель.
Прообраз этих скульптур взят из математически точного контекста, но обретя пластическое выражение, они превращаются в художественные объекты, взбунтовавшие против своей вычислительной функции. Эти графики ничего не подсчитывают. Задача художника видится не в воспроизведении этих простых образов, а в критике этих образов формой.
Контрапунктом монументальным скульптурам Жанны Кадыровой является почти эфемерная работа Виктора Макарова «Электросчетчик». В режиме выставки зритель сталкивается с собственным временем, которое, как оказывается, он теряет – секунда за секундой. Компьютерная программа здесь материализуется в своем носителе – компьютере, расположенном в зале. С момента открытия выставки она считает электроэнергию, которую компьютер тратит на свою работу. Материалистический скептицизм этого проекта противостоит любой «видимости», за которой скрываются конкретные научные и общественные законы. Подсчеты отображаются на мониторе в виде обновляющейся числовой строки. Наблюдая этот бегущий счетчик, ты неизбежно испытываешь ощущение нарастающего ужаса перед временем, выраженным при этом исключительно в денежном эквиваленте.
Выставку «Расчет» можно понимать как воплощенный художественный бунт, отрицание существующей формальной законности. Успешность этого бунта подтверждается интеллектуальным освобождением и сильным эстетическим удовольствием, которое зритель получает, попав в его центр.
Александра Галкина