Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
63

Здесь и вчера

93

Беседа на тему: Деньги как всеобщий эквивалент и продукт виртуального финансового капитала

184

Кто встал с колен?

208

Коротко о национализме

Главная Культура 2009 Февраль 02 Вторичная переработка / Recycling

Вторичная переработка / Recycling

Твитнуть

18 февраля 2009 года в Петербурге в залах Молодежного образовательного центра Эрмитажа открылась выставка-проект «Вторичная переработка / Recycling». Куратором проекта выступила Марина Колдобская – директор ГЦСИ Санкт-Петербурга. Свои работы представили 10 питерских художников, чье творчество подходит под определение «актуальное искусство». Большую часть арт-объектов можно было видеть ранее, как на фестивалях, так и на персональных выставках художников – уже в этом можно проследить «вторичность». Тем не менее, объединение их в одном проекте заставляет переосмыслить и «переработать» сказанное ранее.

«Сегодня ни новаторство, ни ретроградство не работают. Ирония соц-арта уже не смешна, постмодернистская игра смыслов не увлекает, социальная критика не убеждает, больших идей не предвидится. Что остается? Ресайклинг. Переработка прежних смыслов, образов, идей. Строительный материал нашего времени – артефакты прошлого. Поколение рожденных в СССР заново осваивают свой культурный багаж, как естественную, если не единственную основу для нового искусства», – заявляет Марина Колдобская, разъясняя концепцию проекта.

Как бы куратор ни относился к «игре смыслов», в заявленном проекте эта игра все же присутствует. «Вторичная переработка» отсылает нас прежде всего к «переработке отходов», некоего «ненужного», на первый взгляд, материала.

Большинство работ, выполнено из материала, найденного «на помойке»: на настоящей помойке или «помойке истории» – не имеет смысла.

Для своей инсталляции «Памяти геройской жизни», художник Иван Плющ использует старые доски и ржавую жесть. Он обыгрывает советскую армейскую эстетику – оформление казарм, полигонов, военных кладбищ. «Бетонный облупившийся столбик, звездочка из ржавой жести «Вечная память героям» – это размышления художника о бессмысленной карьере; ряд заборов-погон фиксирует взросление, старение, выслугу лет». Погоны, сделанные из досок, напоминают забор, на котором мысленно рисуется крепкое словцо, емко отражающее думы служивого о жизни.

В проекте «Интимный дневник» материал Штапакова – не холст, а старое кровельное железо, содранное с крыши – мятое, ржавое, покрытое пятнами застарелой краски. Художник как бы довершает дело стихий, маляров и кровельщиков – скоблит и царапает жесть, заливает ее потеками строительной эмали. В итоге получаются гигантские «ню», дополненные интимными посланиями.

Марина Колдобская, которая не только курирует, но и участвует в выставке, показала свой проект «Римские каникулы». На старых закопченных дверцах кухонных шкафчиков, найденных на свалке или в кладовках коммуналок, экспрессивно, белыми красками «начерчены» архитектурные сооружения Рима. Создается впечатление, что то ли художник превратился в маляра, то ли маляр – в художника. 

Монументальными и ужасающими выглядят объекты Владимира Козина: детский башмачок «Счастливое детство» (130×70×50), «Лезвие “Спутник”» (150×70×15), «Рубашка: я же говорил, что если постирать, то эту рубашку еще можно носить» (140×85×30). В результате изменения размера предметы получают противоположный смысл, этакий перевертыш. Лезвие «Спутник» в СССР считалось самым безопасным лезвием, но тридцатикратно увеличенное, лезвие несет в себе потенциальную угрозу. Советская обувь была скорее деревянной, а вещи при стирке чаще садились, чем увеличивались в размерах. Свои «резиновые изделия» Козин делает из разрезанных автомобильных покрышек, форму которым придает с помощью проволоки.

«Времена года», художницы Анны Франц – сентиментальный ностальгический проект. Франц использует советские автоматы 60-х годов для газированной воды, где вместо воды зритель получает советское видео. Концерт Эдит Пиаф, женщины-символа Франции в советском сознании, видеохроника советских курортов и т.д. – всем этим художница угощает зрителей с помощью новых технологий, внедренных в старую машину.

«Вторичная переработка» – обращение в прошлое, бесконечная ретроспектива всего, что предшествовало нам, ставит проблему «отбросов». Что делать с остатками угасших идеологий, революционных утопий, мертвых концепций, продолжающих засорять наше «ментальное пространство»? Для Ж. Бодрийяра вся история представляет собой «живые отбросы». «Экологический императив» требует, чтобы «отбросы» были вновь пущены в дело, подвергнуты вторичной переработке. Мы стоим перед дилеммой: либо «останки» и «отбросы» истории погребут нас, либо мы используем их в какой-то «причудливой истории», которую создаем сегодня.

Ремесленный характер многих работ создал эффект пребывания зрителя в мастерской художника, где вещи зовут прикоснуться к себе. Это почувствовали организаторы выставки, поместив под каждым объектом табличку «руками не трогать». А один старенький фотограф возмущенно шептал: «Почему же нельзя потрогать, ведь так хочется!» Полную инфантильность публика проявила, столпившись возле газированных автоматов, где можно было не только потрогать, но и по-настоящему кинуть монетку для того, чтобы посмотреть кино. И хотя многие девочки и мальчики никогда в своей жизни газированные автоматы не видели, генетическая память подсказала им все нехитрые комбинации их эксплуатации: стучали кулаком, когда монетка застревала, нажимали кнопки возврата, а самые смелые взламывали дверцы и выгребали мелочь.

Татьяна Аржанникова

Фев 2, 2009Рабкор.ру
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
2-2-2009 Культураискусство, постмодернизм0
Рабкор.ру
SOSка: «Современное искусство тоже должно быть в музее»Бунт формы
  См. также  
 
Ленин и классическая культура
 
Кризис искусства
 
Автопортрет «вненаходимости»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру