Alien Vampires. Fuck Off and Die. BLC Production, 2009.
Порой протест принимает самые странные формы. В годы Первой мировой войны цюрихские дадаисты, многие из которых скрывались в Швейцарии от воинской повинности, демонстративно игнорировали развязавшуюся мировую бойню, предаваясь вполне невинным детским занятиям – бессмысленным играм и шалостям, которые, правда, наделали в Европе шуму ничуть не меньше, чем выстрелы пушек на полях сражений, и кардинально изменили не только все последующее мировое искусство, но и самый подход к нему. Например, выставки дадаистов, устраиваемые в полуразвалившихся сараях, где демонстрировались безобразные скульптуры, сооруженные из разного мусора, всякий раз заканчивались буйным разносом всех экспонатов, в котором принимали участие не только многочисленные посетители, но и сами художники. Или, например, Марсель Дюшан, создавший свой скандальный шедевр, подрисовав усы Моне Лизе. В 60-е годы во Франции, в самый разгар студенческих волнений, вызванных невозможностью дальше терпеть закостенелую капиталистическую действительность, к которым с самого начала мало кто отнесся серьезно, молодые люди складывали из своих обнаженных тел слова «революция» и «Ленин». Все эти действия, конечно, могут вызвать у простого человека разве что улыбку, а то и обыкновенное обывательское раздражение. Но какими бы бессмысленными ни казались все эти выходки, акции и перфомансы, они действительно являлись подлинными актами протеста, повлекшими за собой самые серьезные последствия.
С тех пор многое что изменилось. И, прежде всего, изменился сам капитализм. Из огромной чудовищной машины, чей оглушительный грохот был хорошо слышен не только в Европе и Америке, но и в Африке, Индии и во всех многочисленных колониях, он превратился в сложную запутанную систему, подменившую собой все существующие ценности. Капитализм удивительным образом ассимилировал едва ли не все средства антикапиталистической борьбы, превратив их в эффективные инструменты своего распространения. Протест тоже стал обыкновенным эпатажем – легкой инъекцией шока, которая время от времени просто необходима страдающему от депрессий и многочисленных латентных комплексов обществу.
Итальянская группа Alien Vampires, которая выпускает свои «шокирующие» работы на американском лейбле BLC Production, – яркий пример этого. Их последний альбом с показательным названием «Fuck off and die» – очередное звено в бесконечной цепи подобных творений, прочно сковывающей по рукам и ногам многочисленных поклонников «непопсовой» и «экстремальной» музыки.
Группа была образована в 1998 году культовой личностью итальянской dark-сцены – Nysrok Infernalien. Nysrok был настроен очень решительно: он захотел создать такой проект, в котором бы отразилось его видение экстремальной электронной музыки. Его начинания были с восторгом встречены многочисленной публикой, и с тех пор группа Alien Vampires прочно занимает свое, далеко не самое последнее, место.
О творчестве группы стоит рассказать поподробнее. Alien Vampires из альбома в альбом используют «провокационные» темы (сатанизм, половые извращения и пограничные состояния сознания), клиширование которых с легкой подачи «великих и ужасных» Throbbing Gristle началось в рамках правой контркультуры еще в 80-е. Эстетика группы держится на трех китах: нецензурная лексика, порнография и садизм – идеальный коктейль, вакцина, необходимая обществу. Вот некоторые названия их композиций: «We Are Dead Fuck You», «What the Fuck Do You Want From Me”, «Fucking Negative», «Rave to the Grave», «Death to the Pigs», «Lesbian Nuns Suck Me Dry» и т.п.
Вероятно, все это продиктовано своего рода ответственностью, которая автоматически налагается на представителей dark-сцены. В противном случае исполнитель выходит за рамки гламура. Это ключевое понятие современной массовой культуры, сегодня едва ли не каждая субкультура вырабатывает свой гламур – сумму представлений, на основе которых и происходит самопозиционирование. Для гламура важна прежде всего эстетика – внутреннее содержание и смысл творчества со временем редуцируются. Яркий пример – готическая субкультура. Готический гламур давно уже вышел за узкие стилевые рамки и напрочь позабыл о своем некогда андеграундном прошлом, стал одним из главных законодателей современной моды. Гламур – плоть от плоти капитализма – штука амбициозная!
Творчество группы Alien Vampires – это протест, который стал гламуром. Участники группы – бунтари, выполняющие чисто медицинские функции. Коллективы, подобные Alien Vampires, превращены уродливой капиталистической действительностью в tabula rasa, в чистый экран, на который общество проецирует свои мании, фобии, извращенные желания и потаенные мысли, все то, о чем не принято говорить – питаемое капитализмом коллективное бессознательное. Несомненно, что «негатив» должен выплеснуться, найти воплощение, иначе общество просто захлебнется от собственной испорченности. Видимо, для этого и нужны группы наподобие Alien Vampires – что бы провести несколько сеансов музыкальной психотерапии.
Чисто эстетически звучание группы не выбивается за рамки EBM: легкие, привязчивые техно-мелодии, неизменный дисторшированный вокал, крайне мрачная, болезненная атмосфера. При этом (что особенно интересно) без конца повторяемое словечко fuck уподобляется своего рода структурообразующей единице, на основе которой и строится весьма неприхотливая мелодия. Крайне необычный способ написания музыки!
Сама же по себе группа Alien Vampires особого интереса не представляет. Однообразные, неотличимые одна от другой мелодии, одна и та же тематика песен, заезженное сэмплированное fuck едва ли не в каждой композиции…
Но, в конце концов, кто-то же должен убирать грязь и выносить мусор.
Ярослав Скоромный