Ephel Duath. Through My Dog Eyes. Earache Records, 2009.
Зачастую примитивизм гораздо прозорливее, глубже и ближе к настоящей жизни, чем реализм, предполагающий объективное изображение окружающей действительности. Отвергая (деформируя, утрируя, преображая) внешние контуры, примитивизм позволяет запечатлеть внутреннюю сущность предмета, явления или живого существа. Художникам-примитивистам лучше других известно, что зримый мир, давно похороненный под неподъемными нагромождениями символов, условностей и правил, насквозь обманчив: лживо общество, продолжающее создавать все новые и новые законы и правила, лжив человек, прячущий свою истинную сущность под улыбчивой закостенелой маской, лживо искусство, превратившееся в эстетически осмысляемый паноптикум фобий, маний и половых извращений. Все, что нас окружает, – иллюзия, обусловленная целым сводом экономических, политических и социальных причин. В наше запутанное время такие понятия, как искренность, прямота, честность – то ли атавизмы, то ли непозволительная – даже для сильных мира сего – роскошь, доступная исключительно детям. Неслучайно многие художники-авангардисты восхищались детскими рисунками и черпали в них вдохновение. Ведь эти неумелые бесхитростные изображения представляют жизнь такой, какая она есть: кровь – красная, зло – пугающее и отвратительное, добро, напротив – светлое и вызывающее улыбку – и все это под одним солнцем, под одним небом, под одними звездами. Искусство примитивизма – искусство особое.Не всякому дано снова стать ребенком для того, чтобы описать увиденное или услышанное.
Для записи своего нового альбома итальянские авангардисты Ephel Duath даже не стали пытаться вновь превратиться в детей. Они поступили куда радикальнее: влезли в шкуру собаки, чтобы увидеть жизнь ее глазами.
Несколько слов о группе. Ephel Duath была образована в 1998 году в итальянском городе Падуя гитаристом Давидом Тисо и его товарищем Джулиано Маджикате. В том же году дуэт записал свою первую демо-запись под названием «Opera», на которой была предпринята попытка реформировать закостеневший жанр блэк-метал. Ребята разместили запись в интернете на сайте mp3.com в свободном для скачивания доступе, и в течение четырех месяцев запись скачали более 35 тысяч человек, а сама группа оказалась на верхних строчках «блэк-металлических» чартов. «Opera» удостоилась многочисленных восторженных отзывов как обычных слушателей, так и маститых критиков, которые сразу увидели в группе будущее тяжелой музыки.
С тех пор состав Ephel Duath не единожды изменялся, становился все более разномастным и пестрым, как, впрочем, и звучание группы, в котором перемешались и гитарная музыка, и фьюжн, и фри-джаз, и электроника. Да и жанр группы определяется с трудом: это джаз-метал, постблэк, авангард метал и т.д. На деле Ephel Duath играют добротную экспериментальную современную музыку, давно перешагнувшую узкие жанровые рамки. И от альбома к альбому они продолжают интенсивно развиваться и совершенствоваться.
Но вернемся к последнему творению группы. Концептуальный замысел альбома реализован на все сто процентов. Казалось бы, банальные слова, рассуждения о мире, вложенные в уста собаки, зазвучали на удивление свежо и даже остро. Оказалось, что примитивистские приемы прекрасно работают и на «собачьем материале». Каждая песня – это отдельная новелла-рассуждение. Собака размышляет о своей сущности, о законах и красоте природы, о ночных кошмарах и том, что их порождает, об окружающем ее мире, о неизбежности смерти.
Давид Тисо, лидер группы, заверяет, что ни в коем случае не пытался провести параллель между человеком и животным, а просто хотел поговорить о человечности. Но в том-то все и дело, что в современном капиталистическом мире, где правда и ложь, свобода и рабство, добро и зло давно поменялись местами, о человечности, справедливости и милосердии может говорить разве что собака. Аналогия напрашивается сама собой: человек вынужден стать собакой только для того, что бы остаться самим собой.
Собака, наделенная человеческим голосом, без труда разбирает окружающий мир по кирпичику – многое ей не нравится, вызывает неприязнь и злобу, внушает страх. Своим незамутненным зрением собака видит настоящий мир – то, что большинству благодаря кропотливым стараниям масс-медиа, выполняющим глобальный государственный заказ, к сожалению, теперь недоступно.
Последняя композиция – «Bark Loud» – маленький инструментальный шедевр, вещь поразительной хрупкой красоты, но при этом максимально жесткая, если не сказать агрессивная. Дословно bark loud – злобный, недовольный лай. Это своеобразный безжалостный эпилог (трек, напомним, последний на альбоме) – печальный вывод, к которому пришла собака в ходе своих исследований. Злобный, недовольный лай – вот все, что может собака, когда не осталось больше слов. И вывод, заметим, вполне логичный…
«Through My Dog Eyes» – это очень красивый и, что гораздо важнее, очень актуальный альбом, поднимающий целый спектр насущных проблем, которые так старательно замалчиваются обществом, принявшим в качестве основной доктрины дешевые либеральные ценности и прикрывающимся нелепой политкорректностью – идеальным средством заткнуть рот. Это альбом, говорящий – лающий – о человечности в современном, полном несправедливости и жестокости капиталистическом мире, который живет по звериным законам.
Вообще, Давиду Тисо с собакой крупно повезло. Идейная псина!
Ярослав Скоромный