За последнее время в популярной серии «ЖЗЛ» было издано немало полезных для антикапиталистов книг, в том числе биографии Кропоткина и Нестора Махно. Однако особое внимание стоит обратить на жизнеописание французского философа и историка Мишеля Фуко. Среди западных мыслителей второй половины ХХ века, обычно называемых «постмодернистами», он первым удостоился такой чести, и это неудивительно: книги Фуко принципиально важны для всех, кто хочет понять, как устроено современное общество и как функционирует в обществе власть.
В майском Киеве одновременно прошли две художественные выставки. Первая практически не выходит из заголовков украинских СМИ. Стараниями одного из богатейших капиталистов страны Виктора Пинчука в его галерее «PinchukArtCentre» открылась экспозиция британского художника Дэмиена Херста. «Самая масштабная выставка работ самого высокооплачиваемого художника мира», – с придыханием пишут о ней провинциальные украинские критики. И взволнованно повторяют магические цифры «$ 200 000 000» – на такую сумму наторговала своими работами с аукциона заезжая звезда постмодернизма и просто успешный бизнесмен Херст.
Российские зрители успели привыкнуть к тому, что в последние годы победитель «Евровидения» часто представляет Восточную Европу. И не успели отвыкнуть от того, что российские исполнители обычно выступают на этом телевизионном конкурсе не слишком удачно. «Евровидение-2009» подтвердило второй стереотип и нарушило первый. Как и целый ряд других. По крайней мере, на первый взгляд.
Книга кандидата политических наук Дмитрия Бученкова стала по-своему знаковой - это, пожалуй, первое в своем роде исследование, призванное осветить новейшую историю российского анархизма, который хоть и развивается на наших глазах, требует всестороннего осмысления.
Есть еще художники, такие как Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов, которые задаются вопросами, казалось бы, давно уже никому не интересными: «Как работает музей? По какому принципу идет отбор и музеефицирование “живых” вещей? Кто ответственен и “обречен” превращать неизвестное живое в классическое мертвое? Обречен, потому что выход из этой ситуации невозможен. Ведь не может, к примеру, самораспуститься музей, закрыться или перестать существовать, выйти из игры? Каким чутьем пользуется тот, кто решает, чему место в музее, а чему место за его пределами?». Тем не менее, отвечая на эти избитые вопросы, появляется новая, невиданная ранее реальность. С «Мылом» о мыле специально для Рабкор.ру беседовала Татьяна Аржанникова.
Майк Дэвис, чья книга «Монстр у дверей» (2006) предупреждала о пандемии «птичьего гриппа», рассказывает, как мировой агробизнес подготовил почву для вспышки свиного гриппа в Мексике.
«Цветные революции» в странах СНГ – ставшее традиционным название попыток смены правящих режимов в постсоветских республиках под давлением уличных манифестаций и при поддержке зарубежных неправительственных организаций. В научной литературе этот термин часто заменяется понятиями «ненасильственные революции в странах СНГ» или «смена политических режимов в 2000-х годах на постсоветском пространстве».
«Борьба на два фронта» – так формулировалась в далекие 20–30-е годы коммунистическая тактика. Это выражение сегодня кажется штампом, ничего не значащим оборотом речи, позволяющим обосновать любое политическое решение. Однако это не так. «Борьба на два фронта» – это применение в практической политике тонкого диалектического понимания противоречий самого хода истории. Любую идею можно превратить в абстрактный лозунг, в расхожее пропагандистское клише, однако это не означает, что сама эта идея никуда не годится.