Есть еще художники, такие как Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов, которые задаются вопросами, казалось бы, давно уже никому не интересными: «Как работает музей? По какому принципу идет отбор и музеефицирование “живых” вещей? Кто ответственен и “обречен” превращать неизвестное живое в классическое мертвое? Обречен, потому что выход из этой ситуации невозможен. Ведь не может, к примеру, самораспуститься музей, закрыться или перестать существовать, выйти из игры? Каким чутьем пользуется тот, кто решает, чему место в музее, а чему место за его пределами?». Тем не менее, отвечая на эти избитые вопросы, появляется новая, невиданная ранее реальность. С «Мылом» о мыле специально для Рабкор.ру беседовала Татьяна Аржанникова.
Майк Дэвис, чья книга «Монстр у дверей» (2006) предупреждала о пандемии «птичьего гриппа», рассказывает, как мировой агробизнес подготовил почву для вспышки свиного гриппа в Мексике.
«Цветные революции» в странах СНГ – ставшее традиционным название попыток смены правящих режимов в постсоветских республиках под давлением уличных манифестаций и при поддержке зарубежных неправительственных организаций. В научной литературе этот термин часто заменяется понятиями «ненасильственные революции в странах СНГ» или «смена политических режимов в 2000-х годах на постсоветском пространстве».
«Борьба на два фронта» – так формулировалась в далекие 20–30-е годы коммунистическая тактика. Это выражение сегодня кажется штампом, ничего не значащим оборотом речи, позволяющим обосновать любое политическое решение. Однако это не так. «Борьба на два фронта» – это применение в практической политике тонкого диалектического понимания противоречий самого хода истории. Любую идею можно превратить в абстрактный лозунг, в расхожее пропагандистское клише, однако это не означает, что сама эта идея никуда не годится.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер решила перенести на 28 июня выборы в парламент, запланированные на декабрь 2009 года. Причина такой спешки – резкое падение популярности ее правления, продолжившего дело мужа Кристины, Нестора Киршнера, начатое в 2003 году.
Считается, что муниципальные выборы, намеченные на 6 июня 2009 года (кстати, совмещенные с выборами в Европарламент), имеют для Латвии особое значение. Республика переживает едва ли не самый критический момент за без малого 20 лет своего нынешнего существования – и на тех, кто разделит депутатские места в самоуправлениях, лягут тяжкий груз и серьезная ответственность.
Фатальное отсутствие самостоятельной и осмысленной культурной политики мне представляется важнейшей проблемой антикапиталистической партии в России, возможно, потому что на ее решение я могу как-то повлиять, – в экономике и «реал политик» ориентируюсь гораздо слабее.
В Индии прошли всеобщие парламентские выборы. Голосование в «крупнейшей демократии мира» проходило долго, в пять этапов. Такая система принята для того, чтобы перемещать по стране силы безопасности, охраняющие участки для голосования, – обеспечить одновременную надлежащую охрану такого количества избирательных пунктов невозможно. Выборы проходили бурно, с попытками захватов урн, политическими столкновениями, нападениями на чиновников. Особенно ярко эта тенденция проявилась на северо-востоке Индии, где уже 40 лет ведут вооруженную борьбу маоисты, которых нынешний премьер-министр Манмохан Сингх назвал главной внутренней угрозой безопасности государства.
Почему наиболее странные люди, включая и меня, внезапно начинают говорить о боге? Кто мог ожидать, что в технократическом XXI веке теология вновь поднимет голову, кто мог ожидать массового возрождения зороастризма? Почему отдел «Атеизм» в местном книжном магазине внезапно разросся, и на полках стоят антирелигиозные манифесты Кристофера Хитченса, Ричарда Докинза и других авторов, включая даже произведение под названием «Прирожденные скептики с легким налетом баптизма»? Почему в то время как мы уверенно продвигались к посттеологической, постметафизической и даже постисторической эре, снова возник вопрос о боге?