20 лет назад я впервые встретился с Майклом Муром в мичиганском Анн-Арборе, когда он показывал еще не оконченный документальный фильм небольшой аудитории в несколько десятков человек. Фильм был довольно смешной, злободневный, с мощным посылом. Мур тогда вторично заложил свой дом: аппаратура была такая дорогая, что ему пришлось еще и занять денег у местных единомышленников. Нам всем нравились его работы, но нам хотелось и того, чтобы их увидели тысячи зрителей.
14 сентября 2009 года в США отметили год с момента начала мирового экономического кризиса. Не вполне ясно, почему была выбрана именно эта дата. Ведь первые признаки глобального кризиса стали наблюдаться еще раньше. Как бы то ни было, в России об этой годовщине уже вспомнили до этого. 10 сентября 2009 года на Первом канале вышла передача «Судите сами» с Максимом Шевченко, посвященная той же самой теме.
Фиделю Кастро недавно исполнилось 83. Чуть больше, чем год назад он, как цитировали все без исключения мировые СМИ, «снял с себя все полномочия по управлению Кубой». Однако можно ли одним махом, по собственному желанию, сбросить с себя славу революционного лидера, настоящего народного вождя, кумира миллионов? Большинство политиков, некогда даже весьма известных, к подобному жизненному рубежу, а то и гораздо ранее, успевают навсегда раствориться в небытии. Иное дело – Фидель.
Что-то случилось. В течение года в России одна за другой выходят две биографии Мао и два сборника его текстов. Столь интенсивная по российским меркам публикация сперва приводит в легкое замешательство. Откуда такой интерес? Что может значить сегодня имя «Мао Цзэдун»? Может ли оно, как когда-то, быть именем освобождения сотен миллионов?
Арнольд Шварценеггер в свое время предложил свое объяснение успеха эпопеи о Терминаторе. По мнению «железного Арни», страх перед восстанием машин понятен любому человеку, в какой бы стране он ни жил. Впрочем, трудно представить себе жителя африканской деревни, который просыпается в холодном поту от ужаса, что скоро восставшие машины будут править миром.
Одному моему другу-журналисту недавно приснился сон. В России проходят президентские выборы. И совершенно неожиданно во второй тур выходят Владимир Путин и… Рамзан Кадыров. При этом интернет-сайт Центризбиркома не работает, а статью про выборы нужно подготовить как можно скорее. Где же Рамзан Ахматович получил столько голосов, что смог выйти во второй тур?
История с оглаской браконьерских охот российских vip-чиновников имела неожиданное продолжение. Летом этого года Госдума РФ рассмотрела проект Федерального закона «Об охоте, сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», более известный как Закон об охоте. Наряду с положениями, интересными только самим охотникам и решающим чисто технические детали, в нем содержится и ряд примечательных положений, наверняка любопытных широкой общественности. Так, согласно этому законопроекту, дозволяется охота на «краснокнижных» и беременных животных, а также охота в национальных парках. Подробно регламентируется и аренда охотничьих угодий, что уже было воспринято экологами как попытка вернуть барские забавы XIX века в современную российскую действительность.
Было время, когда в центре Москвы еще работали фабрики. Одна из них – на Бауманской, по производству бумаги. Но потом все это перестало быть рентабельным, и городские власти решили, что фабрика реальная будет постепенно исчезать, а «Фабрика» в смысле модном и художественном, как у Энди Уорхолла, будет в этих цехах возникать всем на радость.
National Geographic – телеканал Национального географического общества США – зачастую охотно смотрят люди, равнодушные ко всем прочим телевизионным программам. Короткометражные документальные фильмы популярно рассказывают зрителям о мире природы, истории, культуре и научных открытиях. Они развлекают обывателей красочными картинами жизни тропических животных, пугают их страшилками о конце света и интригуют псевдоисторическими фантазиями на евангельские сюжеты, в духе творчества Дэна Брауна. Однако эти невинные гуманитарные программы щедро разбавлены целой серией пропагандистских фильмов, живо раскрывающих нам милитаристскую мощь США.