История с оглаской браконьерских охот российских vip-чиновников имела неожиданное продолжение. Летом этого года Госдума РФ рассмотрела проект Федерального закона «Об охоте, сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», более известный как Закон об охоте. Наряду с положениями, интересными только самим охотникам и решающим чисто технические детали, в нем содержится и ряд примечательных положений, наверняка любопытных широкой общественности. Так, согласно этому законопроекту, дозволяется охота на «краснокнижных» и беременных животных, а также охота в национальных парках. Подробно регламентируется и аренда охотничьих угодий, что уже было воспринято экологами как попытка вернуть барские забавы XIX века в современную российскую действительность. Вполне логично, что многие восприняли законопроект как попытку государственных чиновников получить правовое прикрытие для следующих «vip-охот». Впрочем, не всеми экологами этот законопроект был воспринят именно так. Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF) активно поддержало этот закон, немало удивив экологическую общественность.
Любая более или менее значимая дискуссия в современном мире обязательно выплескивается в интернет. «Охотничий» закон пока не оказался среди «топовых» тем для обсуждения в блогах, но и без внимания все равно не остался. Дискуссия вокруг проблемы развернулась, например, в ЖЖ-сообществе Фонда дикой природы. Естественно, на площадке сторонников закона особенно громко звучали голоса в его защиту. «На мой взгляд (я не юрист, уж простите), ОТСУТСТВИЕ закона означает беспредел: “что не запрещено, то разрешено”. А вот наличие закона, пусть даже не идеального, дает возможность не просто пожурить “ай-ай, как нехорошо”, а реально привлечь к ответственности… – считает пользователь ddaush. – А по поводу участия в разработке странно слышать нападки. Это как сказать “вы участвовали в работе над законом о коррупции – значит, вы коррупционеры”. Если такой закон готовится, то любая попытка повлиять на его экологичность лучше чем стоять в стороне, чтобы потом гордо и самовлюбленно пинать тех, кто пытался сделать хоть что-то…» Впрочем, аналогия с «законом о коррупции» выглядит странно: скорее ситуацию можно сравнить с работой борцов с коррупцией над законом, частично легализующем взятки.
Мнения, что «лучше любой закон, чем никакого», придерживаются даже некоторые скептики. «По сути это совершенно неэтичная сделка с Дьяволом. Возможно, необходимая. Поэтому пока мы не увидим конечный результат этой сделки сложно давать ей окончательную оценку. Одинаково неправы как те, кто ругает, так и те, кто хвалит, – полагает ЖЖ-юзер rogoffff. – Просто рано пока. Впрочем, я скорее на стороне тех, кто считает, что лучше что-то плавно менять, пусть и заключая необходимые сделки с Дьяволом, чем просто вопить на всех углах».
Но в интернете можно встретить и другие мнения. «Очень жаль что в 21 веке человечество продолжает деградировать а не развиваться – то же самое wwf участвовало в разработке дурацкого закона об охоте!! – пишет Мария_Саахова в журнале DiLenna. – Когда же уже правительство поймёт, что, уничтожив животных и природу, мы счастливее не станем, и начнёт создавать действующие законы в пользу защиты животных!»
Кроме того, по интернету бродит опубликованный по адресу список наиболее заядлых охотников России. И там, наряду с такими персонажами, как Виктор Черномырдин, Михаил Касьянов или Сергей Ястржембский, упоминаются и лица, связанные со Всемирным фондом дикой природы: «Михаил Кречмар, координатор программ по редким видам Всемирного фонда дикой природы (WWF) – известной “природоохранной” организации, фанатичный охотник, выступает за трофейную охоту на амурских (уссурийских) тигров. Именно на охрану этих тигров WWF ежегодно собирает немалый бюджет народных пожертвований.
Алексей Вайсман, координатор программы по изучению торговли дикими животными Всемирного фонда дикой природы (WWF) – известной “природоохранной” организации, фанатичный охотник, выступает за трофейную охоту на белых медведей. По иронии судьбы введен в комиссию по биоэтике МГУ. Активно борется против запрета весенней охоты в России».
Так что в перипетиях борьбы за принятия этого закона и мотивов его лоббистов еще предстоит разобраться. А вот содержание самого закона вызывает большие сомнения – слишком уж выгоден он оказывается любителям vip-охоты.