Для многих россиян значение Дня народного единства, который несколько лет назад стал отмечаться 4 ноября, долгое время оставалось непонятным. Зато у руководства центральных телеканалов, кажется, сложилось более четкое представление о смысле нового праздника. Судя по всему, для них он был «Днем имперского единства». Причем «имперская идея», кажется, воспринималась не в широком смысле («от Российской империи через СССР – со всеми вопросами к этой эпохе – к современной России»), а уже: «Россия эпохи стабильности – наследница Империи Романовых». Однако «эпоха стабильности» плавно перетекла в «эпоху странного кризиса», и установки ведущих телеканалов, кажется, изменились. И новый праздник на телеэкране стал чем-то средним между 1 мая («еще один выходной») и, как ни странно, 7 ноября, который он должен был заменить.
Первый проект «Диснея» в России ждали многие. Сценарий написан режиссером Вадимом Соколовским и писательницей Анной Старобинец (тут можно прочесть интервью с ней). Нас в данном случае будет интересовать прежде всего идеологический срез получившейся картины: ведь если проект номинально американский – не присутствуют ли в нем какие-либо темы, отечественному кинематографу не свойственные?
Как минимум последние 50 лет левых вполне справедливо обвиняют в утопизме и нереалистичности. Похоже, сегодня ситуация меняется. Все дальше от реальности, в область немыслимых утопий, нереализуемых прожектов и популистских лозунгов сейчас смещаются отнюдь не левые. В эту пропасть, по крайней мере, в области идеологии, идет сама российская власть, ведомая слепыми поводырями-политтехнологами, оказывающими ей безвозмездную пока «медвежью услугу».
Рабкор.ру предлагает вниманию читателей интервью, которое словенский философ Славой Жижек дал американской независимой телерадиокомпании «Democracy Now!». Беседа шла о капитализме, здравоохранении, Латинской Америке и «фарсе» финансового кризиса. Перевод Дмитрия Колесника.
1 ноября 2009 года, в воскресенье, в самое топовое дневное время, по основному белорусскому каналу – ОНТ был показан фильм с броским названием «Полесский фатерлянд». Вообще-то, это документальная история, рассказывающая о трагической судьбе немецкого меньшинства в БССР. Казалось бы, что в этом особенного? Если бы не одно «но» – в этой телевизионной ленте официозная пропаганда впервые громко заявила: в Белоруссии тоже был голодомор!
Вопреки некоторым прогнозам, что революции Украине следует ждать в 2015 году к следующим президентским выборам, страсти в стране накаляются – и новый виток в Украинской революции (2004–?), о котором мне уже довелось писать, начался. Даже несколько раньше, чем я рассчитывал.
Недавно в петербургском издательстве «Амфора» вышла книга «Красный Элвис (социалистические веяния среди домохозяек)» – сборник русских переводов работ украинского поэта, прозаика и переводчика Сергея Жадана, одного из немногих украинских литераторов, чьи книги регулярно издаются в России и хорошо известны в контркультурной среде на всем пространстве бывшего СССР. Депрессивная социальная действительность, отраженная в книгах Жадана, одинаково знакома жителям Западной Украины, Сибири, Крыма или Петербурга. А его герои – это люди, которые вчера встретились вам в пивной за углом вашего дома, в каком бы из постсоветских городов он не находился. В беседе с Андреем Манчуком С. Жадан констатирует общие тенденции в современной литературе, оторванной от реальной жизни, дает оценку книжному рынку и цензурной политике украинской Нацкомиссии по морали, а также говорит о левой литературе, «буржуазной» оранжевой революции и будущих президентских выборах – без выбора для украинцев.
Эпидемия гриппа ставит диагноз украинскому обществу, засвидетельствовав системный характер охватившего его кризиса. Миллионы одетых в маски людей во всех городах страны, безумная животная паника, на которой цинично спекулируют политики и торгаши, – такой увидели страну ее граждане, выброшенные из привычного мира патриотических иллюзий. А всякая попытка понять природу происходящего ведет к критическому анализу рыночных основ нашего общества, где жизнь и здоровье служат предметом торгов и манипуляций. Как, впрочем, и всё остальное вокруг нас.
Белорусский президент, доселе суровый, как исполняющий одноименную арию варяжский гость из оперы Мусоргского, ныне все больше начинает овладевать премудростями большей дипломатии. По крайней мере, он теперь не только произносит фразу «многовекторная политика», но и свои официальные визиты совершает действительно в разных направлениях. Зачастую противоположных. Недавно вот был опять-таки ближе к «варягам», в омываемой хладными балтийскими волнами Литве. Теперь его путь лежал на юг, в Киев. Забегая вперед, скажем, что на последних переговорах речь шла, в том числе, и о создании Балтийско-Черноморского транспортного коридора, и энергомоста «Украина–Белоруссия–Литва». А вот еще по классическому маршруту «из варяг в греки» некогда шел и транзит многочисленных рабов – основного вида энергоносителей того времени…