Показ фильм «Повелитель бури» анонсировался «Первым каналом» еще до трагедии в московском метро. Тем не менее, будучи показан вечером 2 апреля, он частично попал в русло российской реальности - с бомбами, саперами и исламистским подпольем. Когда фильм Кэтрин Бигелоу сумел победить «Аватара» в борьбе за премию «Оскар», у многих журналистов появился соблазн уложить эту ситуацию в простую схему: красивый, благодаря новым технологиям, но поверхностный фильм побежден глубоким фильмом о войне.
Когда среди анонсов телепередач НТВ появилось сообщение, что вечером 26 марта на экраны выйдет фильм «Обвиняемый. Дело майора Барсукова», посвященный милиционеру, расстрелявшему мирных посетителей ночного магазина в Москве, мало кто сомневался, что его создатели имеют ввиду скандально известного майора Евсюкова. Но все же мало кто мог предполагать, что фильм окажется апологией милиционера-убийцы. Остается догадываться, шутили создатели фильма или были настроены вполне серьезно.
О том, что праздник 8 марта давно перестал быть днем борьбы за права женщин, не говорил еще только ленивый. Более того, из всех крупных российских праздников этот является наименее политизированным и в наименьшей степени ассоциируется с протестными настроениями. Это, пожалуй, единственный праздник, когда ни одна из системных политических партий России не только не пыталась провести какие-либо акции протеста, но даже сделать сколько-нибудь политизированное или хотя бы нацеленное на защиту социальных прав заявление.
9 марта «Первый канал» представил зрителям новый телепроект Леонида Парфенова «Хребет России». Вместе со своим соведущим, известным писателем из Перми Алексеем Ивановым, популярный журналист рассказывает об уральском регионе и той роли, которую Урал сыграл в истории России. 16 марта на телеэкраны выходит вторая серия проекта.
Удивительное дело. Октябрь 1917 года очень многими в нашей стране воспринимается как олицетворение абсолютного зла. Гражданской войной в случае возвращения к власти коммунистов избирателя пугали еще в 1996 году, и пугали небезуспешно. А вот красные герои Гражданской войны остались в массовом сознании практически повсеместно положительными персонажами. Даже ведущие телеканалы, много лет пытавшиеся противопоставить красным участникам той войны «белых героев», кажется, учли эту тенденцию. 1 марта 2010 года телеканал «Россия 1» начал трансляцию сериала «Котовский», посвященного соответствующему герою гражданской войны. А кончина исполнителя главной роли Владислава Галкина, как это ни цинично прозвучит, только подстегнула интерес к фильму.
23 февраля можно причислить к тем праздничным дням, которые объединяют большую часть населения России. Хотя бы потому, что этот праздник всем понятен. Сначала 23 февраля дня в народном сознании был днем военных, потом — потенциальных военных, а затем стал праздником всех мужчин вообще — от первоклассника до ветерана войны, от прошедшего все вооруженные конфликты до убежденного пацифиста. Такой вот «день мужика». Кто-то в этот день принимает поздравления, кто-то поздравляет - и получается, что в торжества по поводу этой даты вовлечены практически все, не считая идейных противников праздника (скажем, радикальных либералов или представителей народов Северного Кавказа, в этот день подвергшихся депортации). Однако в этом году праздник оказался более идеологически окрашенным. По крайней мере, если судить по программам передач федеральных телеканалов. Не исключено, что это начало эволюции праздника: от «дня мужика» к дню патриота.
Когда вошла в моду ностальгия по эпохе 1980-х, многие предполагали, что вслед за ней последует мода на 90-е. По мнению Сергея Минаева, ведущего передачи «Честный понедельник» на канале НТВ, мода на 90-е вот-вот накроет Россию. Иначе, по его словам, трудно объяснить популярность блога Татьяны Юмашевой (Дьяченко), пытающейся представить апологию Бориса Ельцина, или многочисленные славословия на смерть Егора Гайдара. 15 февраля 2010 года гостями передачи Сергея Минаева стали журналист Сергей Доренко, писатель Михаил Веллер и главный редактор русской версии журнала «GQ» Николай Усков. Они должны были дать оценку 90-м и свой прогноз, когда же ельцинская эпоха будет восприниматься россиянами в положительном ключе.
Весенняя сессия Госдумы РФ 13 января 2010 года открылась с выступления депутата фракции КПРФ Владислава Юрчика, который призвал коллег вызвать в парламент руководство Первого канала. Поводом для возмущения депутата стали вовсе не обвинения канала в политической цензуре или неодобрительных отзывах о советском прошлом. Депутата возмутила совсем другая часть телевизионной программы: «На Первом канале начали показывать многосерийный фильм “Школа”. Я посмотрел первые серии и убедился, что это спланированная диверсия против наших детей и молодежи».
С осуждением содержания фильма выступили руководители Департамента образования города Москвы и некоторые представители педагогического сообщества. Что же вызвало такую бурю эмоций у чиновников и педагогов?
Прошедшие новогодние праздники оказались в России едва ли не самыми спокойными за последние несколько лет. Газовый конфликт с Украиной, ставший почти такой же новогодней традицией, как салат «Оливье», в этом году заменили «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой в Незалежной. Об экономическом кризисе все как-то забыли, а до ближайших выборов нового преемника или перевыборов старого пока еще далеко. Однако вслед за новостными программами довольно постным оказался и развлекательный эфир на новогоднем ТВ, явно не отвечавший представлениям многих зрителей о том, как телеэкран должен реагировать на историческое событие под названием «конец нулевых». В итоге, блоги и форумы рунета переполнены жалобами на «кризис новогоднего телевидения». А особенно смелые авторы утверждают, что «ТВ-кризис» – только отражение кризиса самого новогоднего праздника.
Чем ближе кульминация Конференции по проблемам изменения климата в Копенгагене, тем чаще в СМИ спорят, существует ли глобальное потепление и связано ли оно с деятельностью человека. Однако массовый читатель и зритель может и не заинтересоваться научными спорами. А вот история о том, что группа ученых-климатологов «обманула весь мир» «потеплением, которого нет», выглядит уже интереснее. Недаром первая после долгого перерыва передача «Гордон Кихот», вышедшая вечером 11 декабря 2009 года на Первом канале, была посвящена именно этой проблеме.
Для многих россиян значение Дня народного единства, который несколько лет назад стал отмечаться 4 ноября, долгое время оставалось непонятным. Зато у руководства центральных телеканалов, кажется, сложилось более четкое представление о смысле нового праздника. Судя по всему, для них он был «Днем имперского единства». Причем «имперская идея», кажется, воспринималась не в широком смысле («от Российской империи через СССР – со всеми вопросами к этой эпохе – к современной России»), а уже: «Россия эпохи стабильности – наследница Империи Романовых». Однако «эпоха стабильности» плавно перетекла в «эпоху странного кризиса», и установки ведущих телеканалов, кажется, изменились. И новый праздник на телеэкране стал чем-то средним между 1 мая («еще один выходной») и, как ни странно, 7 ноября, который он должен был заменить.
В знаменитом триллере Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», вышедшем на экраны в 1999 году, многие радикалы увидели своеобразный манифест, доказательство того, что появление успешной революционной организации в странах Запада имеет шанс на успех. Фильм «Рецепты анархиста» режиссера Джордана Сасмана, который увидел свет тремя годами позже, вполне можно принять за ответ «Бойцовскому клубу», доказывающий ровно противоположные постулаты. В ночь с 26 на 27 октября 2009 года этот фильм (оригинальное название которого «The Anarchist Cookbook» переводится скорее как «Поваренная книга анархиста») показали и зрителям канала НТВ.
Недавно стартовал шестой сезон сверхпопулярного сериала о гениальном диагносте и цинике Грегори Хаусе. В особом представлении сериал не нуждается: он хорош от и до, а число его поклонников множится с такой скоростью, что уже перестаешь удивляться, когда люди без медицинского образования знают, что такое аутоиммунное заболевание, и с легкостью определяют по симптомам инсульт.
Современным телезрителям вряд ли стоит напоминать, что исторические передачи на российских федеральных телеканалах обычно далеки и от научности, и от историчности. И конечно же, обычно их создателей трудно заподозрить в сочувствии к руководителям советского государства. Однако в последнее время внимание к некоторым прежним антигероям стало неожиданно пристальным. Да и их образ подается телезрителям уже под новым соусом.
14 сентября 2009 года в США отметили год с момента начала мирового экономического кризиса. Не вполне ясно, почему была выбрана именно эта дата. Ведь первые признаки глобального кризиса стали наблюдаться еще раньше. Как бы то ни было, в России об этой годовщине уже вспомнили до этого. 10 сентября 2009 года на Первом канале вышла передача «Судите сами» с Максимом Шевченко, посвященная той же самой теме.
National Geographic – телеканал Национального географического общества США – зачастую охотно смотрят люди, равнодушные ко всем прочим телевизионным программам. Короткометражные документальные фильмы популярно рассказывают зрителям о мире природы, истории, культуре и научных открытиях. Они развлекают обывателей красочными картинами жизни тропических животных, пугают их страшилками о конце света и интригуют псевдоисторическими фантазиями на евангельские сюжеты, в духе творчества Дэна Брауна. Однако эти невинные гуманитарные программы щедро разбавлены целой серией пропагандистских фильмов, живо раскрывающих нам милитаристскую мощь США.