О том, что праздник 8 марта давно перестал быть днем борьбы за права женщин, не говорил еще только ленивый. Более того, из всех крупных российских праздников этот является наименее политизированным и в наименьшей степени ассоциируется с протестными настроениями. Это, пожалуй, единственный праздник, когда ни одна из системных политических партий России не только не пыталась провести какие-либо акции протеста, но даже сделать сколько-нибудь политизированное или хотя бы нацеленное на защиту социальных прав заявление.
Интересно, что из крупных политиков о борьбе за права женщин в связи с 8 марта в этом году вспомнил практически только Владимир Путин. Слова, конечно, дел не заменяют и в феминиста Владимира Владимировича автоматически не превращают. Зато неплохо оттеняют премьера на фоне гораздо чаще декларирующего патриархальные взгляды «либерала Медведева».
В пародийном варианте 8 марта превратился в день, когда мужчины от души отмечают женский день, а празднование готовят женщины. В идеализированном – в некое подобие античных Сатурналий. Напомним, что в рамках этого отмечавшегося в конце декабря древнеримского праздника рабы и хозяева должны были (в идеале) меняться местами – свободные могли брать на себя часть домашней работы, давая невольникам отдохнуть и иногда даже прислуживая им за столом. Ну, уж освобождение на несколько дней от изнурительной работы по дому и телесных наказаний раб получить мог. При этом, никто никогда не называл Сатурналии «днями борьбы за права рабов». Наоборот, они как раз подчеркивали статус невольника, но давали ему определенную отдушину – хоть раз в году почувствовать, что и к нему могут относиться по человечески. Возможность не преодолеть свой статус, а забыть о нем хотя бы ненадолго.
Кто-то возразит, что российские женщины все-таки рабынями не являются. Что ж, тогда можно предложить более мягкую, хотя и не такую точную аналогию – средневековых карнавалов, родственных тем же Сатурналиям, когда люди получали психологическую отдушину, забыв о социальных статусах и рангах, и тоже никогда не бывших «днями борьбы за права». Кстати, Масленица, русский аналог западноевропейских карнавалов, приходится примерно на то же время, что и Международный женский день.
Таким образом, одна из функций 8 марта – психологической отдушины для женщин – появилась стихийно. Но есть и другая – трансляция в общество того образа женщины, который является принятым на уровне официальной или неофициальной идеологии. А что в наше время является главным каналом такой трансляции, как не телевидение? Чем не повод обратиться к программе российских телеканалов, чтобы увидеть, какой образ женщины и какое место в обществе для прекрасного пола предлагает нам «голубой экран».
Как известно, фильмы и передачи разных эпох предлагали зрителю разные образы женщины. Так вот, одна эпоха и один образ в этом году практически вытеснила все остальные.
Один образ предлагает нам советское кино, созданное до эпохи «застоя». Здесь любовная линия неразрывно связана с социальной. Героиня борется за свое призвание, проявляет активность на общественном поприще и в труде, и именно поэтому находит своего возлюбленного. «Принц на белом коне», таким образом, становится наградой за социальную активность. В этом году федеральные телеканалы практически отказались от показа этих фильмов. И уж точно не потому, что их место заняло новое кино – премьер 8 марта этого года центральные каналы почти не демонстрировали.
Другой образ женщины идет из фильмов 1990-х. Их главная героиня живет в экстремальную эпоху слома старого мира пор. В этой ситуации уже не до гендерных предрассудков, поэтому и женщина в кино этих лет – активная, независимая, инициативная, та, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Таких фильмов на праздничном телеэкране становилось меньше с каждым годом, а в этом они с экранов центральных каналов и вовсе исчезли. В какой-то мере, их заменил американский фильм «Если наступит завтра», который 8 марта демонстрировался каналом НТВ.
Наконец, третий исчезнувший образ – из фильмов «нулевых», точнее – «пика эпохи стабильности». «Женщина по природе своей склонна к смирению», «мымра – это та, которой зачем-то еще и собственные принципы нужны», «единственная задача женщины – заботиться о мужчине» – вот характерные афоризмы из фильмов и передач этой эпохи. Работа тут -исключительно ради денег, талант – «лопата для гребли в зеленой волне», поэтому и отношение к этой деятельности всерьез как-то не сочетается с вошедшим в моду понятием «духовность». В 2008 году вышла целая плеяда фильмов и сериалов с таким лейтмотивом. Причем, отличить фильмы к «Году семьи» от обыкновенных мелодрам, подчас, помогала характерная особенность. Если герои ни с того ни с сего вдруг заговаривали идеологически выдержанными (в духе семейной политики правительства) фразами, значит фильм приурочен к 2008 году. Однако «Год семьи» давно прошел, бюджеты распилены и вот даже на телеэкраны эти фильмы уже не выходят.
И что же у нас в остатке? Женский образ из фильмов какой эпохи выиграл в этом году битву за телеэкран? Это – кино и образы из «эпохи застоя». В этом году из кинокартин этого типа по федеральным телеканалам прошли, например, «Любовь и голуби» (канал «Россия1»), «Служебный роман» или «Самая обаятельная и привлекательная» («Первый канал»).
Если в фильмах дозастойной эпохи герои живут своей работой и своим призванием, то в позднесоветских теперь данные вопросы либо практически остаются за кадром, либо составляют некий назойливый, не очень желательный фон. Героиня и в общественной жизни обязана участвовать «с оттенком легкой обреченности», и на работу идти с таким же обреченным видом. Если она добивается профессиональных успехов и погружена в работу – значит с ней явно что-то не так, видимо, это знак «не сложившейся жизни». Ее социальная роль мешает любовной линии. Кстати, и рабочая атмосфера в коллективе (если он вообще появляется на экране) уже совсем другая. Ему уже недалеко до стереотипов об «офисах 2000-х», в этих НИИ из кино органически не хватает одноклассников.ру, чтобы было, чем убить рабочее время.
Конечно, на нынешний праздничный телеэфир повлиял и предыдущий кризисный год, когда практически не снималось нового кино – а значит, почти нет премьер, которые потеснили бы на экране позднесоветскую классику. Однако тот факт, что одна эпоха и один образ на экране потеснил все остальные, вряд ли случаен. Патриархальные установки остались. Вот только слишком уж многие современные фильмы, которые призваны были их пропагандировать, оказались годны только для «распила бюджета». Поэтому конкурентную борьбу снова выиграли фильмы эпохи застоя, где те же патриархальные идеи поданы не в пример талантливее, органичнее и мягче. Такая вот мягкая «патриархальность без фанатизма».
Пока же на телеэкране одни идеи сменяют другие, «на земле» празднуют 8 марта. Крупный чиновник может поздравить «дорогих женщин» с наступающим праздником и снова забыть о социальных пособиях. Шеф попросить разослать сотрудницам открытки и со спокойной совестью вновь понизить им зарплату. Ведь наш современный праздник давно порвал с традициями его основательниц, предлагавших женщинам не «смиряться», а бороться за свои права.