9 марта «Первый канал» представил зрителям новый телепроект Леонида Парфенова «Хребет России». Вместе со своим соведущим, известным писателем из Перми Алексеем Ивановым, популярный журналист рассказывает об уральском регионе и той роли, которую Урал сыграл в истории России. 16 марта на телеэкраны выходит вторая серия проекта.
Собственно, никаких сюрпризов в связи с фильмом и не произошло. Леонид Парфенов подтвердил репутацию профессионала и подготовил крепко сделанный проект. Фильм обошелся без погонь за сенсациями – и здесь лакмусовой бумажкой служит рассказ про легендарное поселение Аркаим (городище древних индоевропейцев на Южном Урале, датируемое 2-3 тысячелетием до нашей эры), с которым вот уже многие годы какие только спекуляции на мистической почве не были связаны. Зато авторы фильма также не прошли мимо такой интересной, но не очень известной широкой публике детали, как древнейшие связи Урала с Ираном.
Многим поклонникам творчества Парфенова, конечно, может показаться, что на этот раз фильм мэтра вышел далеко не таким динамичным и живым, как его предыдущие работы – ну, так раз на раз не приходится.
Но стоит обратить внимание и на другое. Леонид Парфенов – персонаж по-своему парадоксальный. С одной стороны, он известен как автор масштабных неполитических телепроектов. Особенно ярко это проявлялось в годы его работы на НТВ – по контрасту с нарочито политизированным и явно ангажированным Киселевым. К тому же, Киселев, которого широкая публика воспринимала как ведущего довольно нудного (этакого Гайдара от телевидения) выгодно оттенял Парфенова, который всегда умел объяснить сложные явления самыми простыми словами – практически «на пальцах».
Однако с наступлением «эпохи стабильности» Парфенов для многих превратился в символ легальной фронды – этакого внутреннего оппозиционера, который предлагает зрителю антиправительственные памфлеты «между строк». Наверное, здесь не последнюю роль сыграли воспоминания либеральной интеллигенции о канале НТВ, благодаря которому тележурналист и получил столь широкую известность.
Правда, дыма без огня действительно не бывает. И даже не самый политизированный читатель мог увидеть в исторических сюжетах Парфенова намек на современную действительность. Что такое, например, вышедший в 2006 году документальный фильм «Война в Крыму» с повествованием о поражении консервативного режима Николая I от более «продвинутых» европейских держав, как не своеобразное напоминание существующему в России режиму, убаюканному «эпохой стабильности»? Что такое фильм «Дорогой Леонид Ильич», как не сравнение этой самой стабильности с брежневским застоем?
Без таких намеков не обошелся и «Хребет России». Например, борьба за Сибирь в фильме объясняется желанием русского царя взять под контроль поставку пушнины на мировой рынок. А что такое пушнина? «Нефть XVI века», – подчеркивает Парфенов, намекая и на нефтяную зависимость уже современной российской экономики. А как велик соблазн понять эпизод о том, как Иван Грозный, сидя в Москве, радовался реляциям об «удвоении царства», а войско Ермака в это время было на грани гибели из-за длительной осады? С кем, с каким современным правителем у нас слово «удвоение» ассоциируется – стоит ли напоминать?
Отсюда может последовать и вполне логичный следующий вывод: «Хребет России» – это еще одно веяние «медведевской оттепели». Ведь Медведев как раз нефтяную зависимость России критикует. А если еще задуматься в том же ключе, то можно поверить и в то, что новый парфеновский фильм – своеобразный отдаленный отблеск борьбы между Путиным и Медведевым. Ведь ни с кем иным, как с Иваном Грозным подспудно сравнили Владимира Владимировича.
Можно, конечно, понять «Хребет России» и так. Вот только есть ли для этого реальное основание? Телепроекты Леонида Парфенова выходили на центральном телевидении всю «эпоху нулевых», и никакие аллюзии на политический стиль Владимира Путина этому не мешали. Любая разумная власть (а нынешней власти все-таки не стоит отказывать в разуме) создает легальные отдушины для «эпизодически недовольных» или «вечно ворчащих» граждан. Леонид Парфенов – это «отдушина» для либерально настроенных зрителей, ассоциирующих себя с европейской культурой. Как и сама идеологема «медведевской оттепели». В этом смысле «холодная оттепель президента Медведева» и известный тележурналист прекрасно нашли друг друга. Не исключено, что телевизионных проектов Леонида Парфенова на телевидении скоро станет больше. Но это и неплохо – ведь делаются они действительно профессионально и чаще всего – интересно, что для современного телевидения становится исключением из правил.