23 февраля можно причислить к тем праздничным дням, которые объединяют большую часть населения России. Хотя бы потому, что этот праздник всем понятен. Сначала 23 февраля дня в народном сознании был днем военных, потом — потенциальных военных, а затем стал праздником всех мужчин вообще — от первоклассника до ветерана войны, от прошедшего все вооруженные конфликты до убежденного пацифиста. Такой вот «день мужика». Кто-то в этот день принимает поздравления, кто-то поздравляет — и получается, что в торжества по поводу этой даты вовлечены практически все, не считая идейных противников праздника (скажем, радикальных либералов или представителей народов Северного Кавказа, в этот день подвергшихся депортации). Однако в этом году праздник оказался более идеологически окрашенным. По крайней мере, если судить по программам передач федеральных телеканалов. Не исключено, что это начало эволюции праздника: от «дня мужика» к дню патриота.
Среди телевизионных фильмов лидировали кинокартины о Великой Отечественной войне. Что вполне понятно. Ведь это одна из немногих войн в новейшей истории России, отношение к которой объединяет подавляющую часть населения, а ведь именно такова задача государственных праздников. Интересно, что в этом году позиции советской военной классики потеснили фильмы, снятые в последние годы — от стартовавшего как раз 23 февраля сериала «Снайпер. Оружие возмездия» (Первый канал) до кинокартины «Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка"» (Россия-1). Как мы помним, в эпоху 90-х в праздники с военным оттенком на экраны выходили фильмы про героя-одиночку (дань американской моде), который вопреки упорному сопротивлению бездарного начальства, обычно советского (дань новой идеологии) побеждает всех врагов. При этом «советское» однозначно расценивалось со знаком минус. В 2000-е негласная идеология в стране сменилась на государственный патриотизм. В его рамках революционное — это, конечно, плохо, советское — тоже не очень, но вот Советский Союз — хорошо, поскольку это империя. Своя армия — тем более хорошо, хотя можно отметить отдельные недостатки. Та же самая «Китайская шкатулка» вполне отвечает стилистике «нулевых». В фильме критика советского строя вообще и сталинской эпохи в частности скорее косвенная. Разве что заключительные титры намекают на то, что, ликвидируй немецкий суперагент Иосифа Виссарионовича, сталинская эпоха (со всеми вопросами к ней) не длилась бы еще почти целое десятилетие.
Причем если в прошлом году в праздничный телеэфир федеральных телеканалов попали и фильмы с мягкой критикой советского строя, в этом они оказались выведены за предел самого праздничного дня, но показаны в предыдущие, тоже выходные. Это прежде всего премьера драмы «Заговор маршала» (посвященной процессу над Михаилом Тухачевским и его соратниками), вышедшая 22 февраля на Первом канале. В целом, фильм оказался выдержан в духе эпохи: критики сталинского режима там не так много, Тухачевский также показан вовсе не ангелом. Сценаристы припомнили ему подавление Тамбовского и участие в подавлении Кронштадского восстания. Хотя иногда сдержанность отказывает авторам фильма и они идут довольно специфические сюжетные ходы. Так, «Сталин — агент царской охранки» — это вполне предсказуемо. Но вот «всесоюзный староста» Михаил Калинин в облике престарелого маньяка, насилующего и убивающего молоденьких балерин — это все-таки чересчур.
Еще один критикующий советскую власть фильм на военную тематику — «Маленькая Москва», о советском военном гарнизоне в польском городке Легница, показанн 20 февраля на Первом канале. К нему вопросов оказывается намного больше. «Жизнь военного гарнизона» — это излюбленный сюжет для критики нравов армии и эпохи (вспомним, например, «Анкор, еще анкор»). Так что и фабула фильма вполне предсказуема: жена одного офицера изменяет ему с другим (в данном случае жена советского летчика — с польским военным). Но вот когда в фильме сотрудники КГБ ликвидируют женщину за такую внебрачную связь, сразу же появляются подозрения, не писала ли сценарий фильма незабвенная Валерия Новодворская. Кроме того, в фильме предполагается, что советским гражданам все еще запрещены браки с иностранцами под предлогом «разрешим тебе — захотят остальные». Однако действие фильма происходит в 1968 году, а браки с иностранцами, насколько известно, были вновь разрешены в СССР еще за 10 лет до этого. Все становится более понятным, если вспомнить, что «Маленькая Москва» — польский фильм, пусть и с российскими актерами. Остается загадкой, как фильм вписался в стилистику предпраздничного эфира.
Интересно, что в праздничной телепрограмме этого года фильмы о героях прошлого оказались потеснены кинокартинами про наших современников, представителей опасных профессий (прежде всего сотрудников правоохранительных органов). Конечно, из программы никуда не исчезла советская киноклассика. Причем в этом году «Офицеры» (на Первом канале) или эпопея про Ивана Бровкина на «ТВ Центре» вышли в цветном варианте. Однако на этот раз компанию им составили, например, сериал «Десантура», о бойцах современных воздушно-десантных войск (транслировавшийся в течение почти восьми часов подряд по Первому каналу) или киноэпопея «Любовь под грифом совершенно секретно», весь праздничный день шедшая по НТВ. Появление в эфире большого количества фильмов о современниках или раскрашивание классики вполне может говорить о желании кураторов телевизионного эфира привлечь внимание более молодых людей к празднику.
Стоит обратить внимание и на то, что в этом году в праздничный день из эфира федеральных каналов почти исчезли аполитичные юмористические концерты, в рамках которых 23 февраля понимался именно как «день мужика», а на телеэкран попали гораздо более официозные концерты (например, показанные Первым каналом и ТВ-Центром).
То есть если судить по телеэфиру 23 февраля в этом году, Дню защитника отечества снова хотят придать политический смысл. Если этот подход коснется и других государственных праздников, можно будет говорить, что это уже тенденция. Новая тенденция «эпохи дуумвирата».