С 22 по 29 сентября в Перми прошел третий фестиваль театра и кино о современности «Текстура». Основное место действия – пермский театр «Сцена-Молот», еще одно детище продюсера, режиссера и педагога Эдуарда Боякова, наряду с московской «Практикой», «Политеатром» и «Золотой маской». Фестиваль ставит перед собой задачу вывести людей из разных контекстов на разговор о современности и смыслах, которые можно из нее извлечь при помощи драматургии. Личности, сделавшие наиболее значительный, по мнению совета фестиваля, вклад в современное искусство, награждаются премией «Текстура: имя». Ее номинантами в прошлые годы уже были Иван Вырыпаев, Владимир Сорокин, венгерский режиссер Корнель Мундруцо и режиссер из Швеции Лукас Мудиссон.
В этом году премию вручили чешскому драматургу, писателю, режиссеру театра и кино Петру Зеленке, известному своим фильмом «Хроники обыкновенного безумия» (2005). На фестивале у зрителей была возможность составить представление о раннем творчестве автора. В программу «Текстуры» были включены фильмы «Пуговичники» (1997), «Год дьявола» (2002), а также кинокартина «Карамазовы» (2000), в основе которой лежит театральная постановка (синтез театра и кино – один из ключевых предметов интереса «Текстуры).Кроме того, специально для фестиваля был реанимирован спектакль Сергея Федотова «Термен» (театр «У моста») по мотивам биографии изобретателя терменвокса Льва Сергеевича Термена, который стал не только родоначальником электронной музыки, но и создал устройства для распознавания речи по заказу Сталина (его телефонные переговоры прослушивал Берия, при помощи терменовского же прибора). В спектакле освещается американский период жизни изобретателя – концерты, успех, женитьба на негритянке, поиски себя и возвращение на родину. В конце программы в виде читки была представлена пьеса Зеленки «Очищение» о писателе в состоянии кризиса, который насилует 11-летнего сына своих соседей, а потом признается в этом на ток-шоу «Очищение».
На церемонии закрытия Зеленка делится своими впечатлениями: «Мне кажется, что люди всегда должны знать заранее, кто получит приз. Меня позвали на этот фестиваль, и я на тот момент ничего о нем не знал. Но, когда они сказали: "Вы там получите приз", я ответил "конечно, я приеду!". Надо заметить, что это немного похоже на психоаналитический курс. Они тебя сюда приводят и показывают все, что ты сделал – фильмы, пьесы… Представьте, как я сейчас себя чувствую. Я ведь очень самокритичный человек, я всегда вижу все ошибки, все то, что повторяется. И я переживаю, потому что вижу свой потолок».
ТЕАТР
Что касается театральных наград, приз «Спектакль СегоДня» взяла документальная постановка «Бабушки» С. Земляковой из московского театра «Практика». Инна Сухарецкая, недавняя выпускница курса О. Кудряшова была названа лучшей актрисой фестиваля за роль сибирской старушки (интересно, что актриса родилась в Перми). Театральным режиссером современности был провозглашен Семен Александровский со своим спектаклем «Заполярная правда» про ВИЧ-инфицированных юношей и девушек, живущих в коммуне в Норильске. Постановка Прокопьевского театра по пьесе Анны Яблонской «Язычники» выиграла в двух номинациях: Александр Огнев – лучший театральный актер, Михаил Кукушкин и Александр Ловянников – лучшие оформители сценического пространства (приз «Взгляд СегоДня»). «Награду зрителя» получил документальный спектакль первокурсников Школы-студии МХАТ «Общий вагон», который с 7 октября будет идти в театре «Практика».
КИНО
Кинопрограмма фестиваля началась с премьеры фильма «Ты и я» 71-летнего итальянского классика Бернардо Бертолуччи. Надо отметить, что «Текстура» выбрала картины очень разных режиссеров, но, тем не менее, фильмы перекликаются друг с другом. В центре оказалась проблема взросления СегоДня. Бертолуччи создает очень точный образ зацикленного на себе, расчетливого подростка-интроверта и сталкивает его со сводной сестрой, художницей и наркоманкой в уютном изгаженном подвале. Между ними складываются очень нежные отношения, несмотря на семейные скандалы прошлого. Героиня, как это часто бывает у Бертолуччи, оказывается сильной духом и выводит героя из подвала и мизантропической истерики. После показа фильма в Каннах режиссер внес некоторые изменения в фильм, так что на «Текстуре» зрители увидели эту версию первыми. Однако, несмотря на свою свежесть, приза картина не получила: видимо жюри посчитало, что Бертоллучи свои призы уже взял, и имеет смысл поддержать новичков.
Кинодебют театрального режиссера Руфуса Норриса «Сломленные» вызвал наиболее острую реакцию у зрителей, а все потому что английский режиссер нашел героиню, которую невозможно было не полюбить и не переживать вместе с ней все жестокие случайности, свидетельницей которых она становилась на протяжении фильма. Одиннадцатилетняя девочка по прозвищу Вонючка, страдающая диабетом, обладает редким жизнелюбием и филантропическим азартом. Можно сказать, за счет нее питается и живет сумеречный неблагополучный английский район. Однако вскоре в двух соседних домах люди по цепочке начинают совершать глупые поступки, в результате которых кто-нибудь гибнет. Как известно, еще тяжелее смириться с беспричинным фатальным злом, тем более нежной девочке с тонкой душевной организацией. Удивительный характер Вонючки кардинально отличается от инфантильного героя Бертолуччи. Перед зрителем фестиваля, таким образом, открылся спектр юных персонажей и историй становления характера. Фильм получил главный приз «Фильм СегоДня» и самую ценную – «Награду зрителя».
Лучшим режиссером был признан Лео Каракс. Его картина «Holy Motors» стала первой после тринадцатилетнего перерыва, если не считать новеллу «Дерьмо» для фильма «Токио!» (2008). Фильм посвящен Катерине Голубевой, скончавшейся за неделю до начала съемок. В главной роли, как и всегда у Каракса, – Дени Лаван. Российский фильм молодых учеников документального режиссера Марии Разбежкиной «Зима, уходи!» выиграл в номинации «Российский фильм СегоДня». Ольга Лапшина была признана лучшей актрисой за роль в фильме «Жить» Василия Сигарева.
Также вниманию зрителя был представлена комедия «Доля Ангелов» от еще одного классика кино Кена Лоуча, который вообще-то шутить в кино не очень любит и снимает остросоциальные драмы. Эта же история скорее забавная и трогательная: главный герой Робби хочет покончить с криминальной жизнью ради будущего своей жены и новорожденного сына. После очередного преступления его отправляют на исправительные работы, где герой знакомится с Генри, наставником, а на самом деле знатоком виски. Генри везет своих подопечных на дегустацию, и выясняется, что Робби чувствует носом не просто виски, а ароматы торфа, дерева, солоноватость моря и вообще слышит «музыку сфер». На дегустации выясняется, что доля ангелов – это те 2% спирта, которые испаряются из бочки, пока виски выдерживается (Венедикт Ерофеев сладко жмурится на заднем плане). Однако от криминального мышления просто так не избавиться, и карикатурно глуповатым героям приходит в голову выкрасть долю очень дорогого коллекционного виски, чтобы поправить свое финансовое положение, заполучить свой ангельский стартап, свой шанс стать лучше. Зритель заражается весельем отчаявшихся. Но и здесь снова прослеживается мотив трудного взросления и его результата, и снова кажется, что все не так плохо, и выход есть. Состав непрофессиональных актеров (Paul Brannigan, John Henshaw, William Ruane Gary Maitland) получил приз «Актер СегоДня».
Документалисты Павел Костомаров и Александр Расторгуев получили приз «Взгляд СегоДня» за фильм «Я тебя не люблю». Кроме того, отдельный «Приз надежды» достался младенцу Касперу из документальной ленты Андрея Грязева «Завтра» об арт-группе «Война».
На «Текстуре» также проходили читки пьес и сценариев молодых авторов. Лучшая пьеса – «Концлагеристы» Валерия Шергина, лучший сценарий – «Завьялов и Юла» Александра Котта.
Очень интересной и провокационной оказалась кинопрограмма канала «24 Док», в частности, фильм Мадса Брюггера «Посол». Режиссер в начале фильма специально оговаривает, что не хочет снимать фильм об Африке с типичной «порнографией страданий», и в итоге получается несколько циничная и трагикомичная картина с триеровской издевкой (не случайно это фильм производства компании Zentropa, созданной Триером в 1992 году) и шутками про Гитлера. Главный герой покупает документы посла Либерии, отправляется с ними в Центральную Африканскую Республику, чтобы под прикрытием постройки спичечного завода купить себе алмазов. Это очень смешной фильм о нищей и коррумпированной стране.
СПЕЦПРОГРАММА
Жители Перми смогли не только посмотреть кино, но и попробовать свои силы на мастер-классах по съемке короткометражных фильмов от New York Film Academy в лице Михаила Фатахова, режиссера, продюсера и сценариста. Таким образом осуществился обмен – местные получили представление о том, что происходит в Москве, Европе и Америке, а московские кинематографисты нашли молодых художников со свежим, не замыленным взглядом.
Еще одно из значимых событий «Текстуры» – «Storytelling в различных медиа». В рамках фестиваля прошли публичные интервью о storytelling в разных видах искусства – с композитором Владимиром Мартыновым, куратором LABORATORIA Art&Science Space Дарьей Пархоменко, фотографом Алексеем Майшевым. Имели место дискуссии об истории в документалистике с режиссером Виталием Манским, в игровом кино – с Петром Зеленкой и в театре – с драматургом Максимом Курочкиным.
Безусловно, фестиваль был организован в основном московскими силами. Но надо иметь в виду, что и московской творческой интеллигенции необходимо столкнуться с чем-то , чтобы осмыслить свое культурное поведение, свою специфику и перспективы. Тем не менее, за три года фестивалю удалось воспитать свою аудиторию, и хочется верить, что на этом процесс не остановится. Возможно, что через несколько лет возникнет почва для других, более аутентичных пермских начинаний в области театра и кино, если поддержка не прекратится.
Юлия Рудницкая