20 лет назад я впервые встретился с Майклом Муром в мичиганском Анн-Арборе, когда он показывал еще не оконченный документальный фильм небольшой аудитории в несколько десятков человек. Фильм был довольно смешной, злободневный, с мощным посылом. Мур тогда вторично заложил свой дом: аппаратура была такая дорогая, что ему пришлось еще и занять денег у местных единомышленников. Нам всем нравились его работы, но нам хотелось и того, чтобы их увидели тысячи зрителей.
Фиделю Кастро недавно исполнилось 83. Чуть больше, чем год назад он, как цитировали все без исключения мировые СМИ, «снял с себя все полномочия по управлению Кубой». Однако можно ли одним махом, по собственному желанию, сбросить с себя славу революционного лидера, настоящего народного вождя, кумира миллионов? Большинство политиков, некогда даже весьма известных, к подобному жизненному рубежу, а то и гораздо ранее, успевают навсегда раствориться в небытии. Иное дело – Фидель.
Что-то случилось. В течение года в России одна за другой выходят две биографии Мао и два сборника его текстов. Столь интенсивная по российским меркам публикация сперва приводит в легкое замешательство. Откуда такой интерес? Что может значить сегодня имя «Мао Цзэдун»? Может ли оно, как когда-то, быть именем освобождения сотен миллионов?
Арнольд Шварценеггер в свое время предложил свое объяснение успеха эпопеи о Терминаторе. По мнению «железного Арни», страх перед восстанием машин понятен любому человеку, в какой бы стране он ни жил. Впрочем, трудно представить себе жителя африканской деревни, который просыпается в холодном поту от ужаса, что скоро восставшие машины будут править миром.
Одному моему другу-журналисту недавно приснился сон. В России проходят президентские выборы. И совершенно неожиданно во второй тур выходят Владимир Путин и… Рамзан Кадыров. При этом интернет-сайт Центризбиркома не работает, а статью про выборы нужно подготовить как можно скорее. Где же Рамзан Ахматович получил столько голосов, что смог выйти во второй тур?
История с оглаской браконьерских охот российских vip-чиновников имела неожиданное продолжение. Летом этого года Госдума РФ рассмотрела проект Федерального закона «Об охоте, сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», более известный как Закон об охоте. Наряду с положениями, интересными только самим охотникам и решающим чисто технические детали, в нем содержится и ряд примечательных положений, наверняка любопытных широкой общественности. Так, согласно этому законопроекту, дозволяется охота на «краснокнижных» и беременных животных, а также охота в национальных парках. Подробно регламентируется и аренда охотничьих угодий, что уже было воспринято экологами как попытка вернуть барские забавы XIX века в современную российскую действительность.
Было время, когда в центре Москвы еще работали фабрики. Одна из них – на Бауманской, по производству бумаги. Но потом все это перестало быть рентабельным, и городские власти решили, что фабрика реальная будет постепенно исчезать, а «Фабрика» в смысле модном и художественном, как у Энди Уорхолла, будет в этих цехах возникать всем на радость.
National Geographic – телеканал Национального географического общества США – зачастую охотно смотрят люди, равнодушные ко всем прочим телевизионным программам. Короткометражные документальные фильмы популярно рассказывают зрителям о мире природы, истории, культуре и научных открытиях. Они развлекают обывателей красочными картинами жизни тропических животных, пугают их страшилками о конце света и интригуют псевдоисторическими фантазиями на евангельские сюжеты, в духе творчества Дэна Брауна. Однако эти невинные гуманитарные программы щедро разбавлены целой серией пропагандистских фильмов, живо раскрывающих нам милитаристскую мощь США.
Приблизительный бюджет этого мероприятия – 3 миллиона евро. Московское биеннале современного искусства устраивается в третий раз и называется в этом году «Против исключения». В смысле «без исключения». Ну то есть его французский куратор Жан-Юбер Мартен, придумавший это название, так понимает прогрессивное мышление: никого не исключать, всему и всем найти место, дать работу внутри одного большого проекта, всех «включить». Тогда как реакционная мысль наоборот, всё больше и больше людей и явлений вычеркивает из списка «желательных» и «своих», приговаривает к небытию.
10 сентября 2009 года случилось событие, которому, конечно, по резонансу с 11 сентября не сравниться, но все равно переполох среди экспертов вызвало немалый. В Газете.ру вышла статья, подписанная не кем-нибудь, а самим президентом Дмитрием Медведевым. Как известно, президентство Дмитрия Анатольевича началось с футбольных побед. Видимо, в память об этом статья президента озаглавлена лозунгом, обычно ассоциирущимся с футболом: «Россия, вперед!».
В середине 70-х годов прошлого уже века в японской музыке существовало странноватое направление, которое теперь иногда называют porn-pop. Porn-pop – это, разумеется, не профессиональный термин, скорее любительский ярлык, но ярлык очень точный. Исполнительницы porn-pop отличались совершенно особенной манерой исполнения песен: они что-то тихо, но страстно шептали, стонали, задыхались и т.д., в связи с чем у тогдашнего слушателя возникали вполне определенные ассоциации.
Из всех философских «звезд» Франции 60-х годов, переводы которых в 90-е буквально хлынули на российский книжный рынок, Альтюссер оказался, пожалуй, единственным, до кого у переводчиков, не щадивших сил на тома Фуко, Деррида, Делеза, Барта или Бодрийяра, руки как-то не доходили.
Экспозиция Энтони Гормли в московском «Гараже» называется «Поле притяжения». Это триста фигур – колючие и тонкие сущности, почти, но не совсем растаявшие индивидуальности. Сварены из тонких стальных деталек. Между ними можно бродить, как в джунглях. Обычно в рецензиях пишут про «чувство полной отчужденности» современных людей друг от друга и их беззащитную проницаемость для внешних сил. Подрагивая и вспыхивая в лучах безупречного пространства мельниковского Гаража, эти фигуры явно не смотрят в одну сторону, не выстроены вокруг одного центра, не направлены к одной цели, скорее, они общаются друг с другом, готовы и пытаются разбиться на группы, объединяющие признаки которых не заданы от рождения, но открываются людьми в собственном опыте. Узнаются женщины, мужчины, дети. У каждого из них есть конкретный прототип, гипсовые слепки для колючих тел делали с реальных добровольцев – список имен и фамилий висит здесь же.
Всем известно, что массовое государственное образование существует не только для того, чтобы дать минимальный объем знаний как можно большему числу людей, но и для того, чтобы привить им определенную идеологию. Эта идеология существует всегда. Вопрос только в том, насколько четко она сформулирована и насколько активно пропагандируется.
О музыке 80-х в наши дни принято вспоминать в связи с такими группами, как A-ha, Pet shop boys, Depeche Mode и т.д. Сегодня эти исполнители вновь актуальны, более того – они вновь на сцене, а к их творчеству, проникнутому вполне отчетливой ностальгией по 80-м, приковано внимание музыкальных критиков. Вероятно, эти (и некоторые другие) группы – лучшее, что было в поп-музыке того времени. Но мы поговорим не о поп-музыке, поговорим – в очередной раз – об андерграунде. На тревожно-застойные 80-е пришелся пик другого музыкального явления, известного искушенной публике под названием noise.
Прошел ровно год с тех пор, как закончилась «пятидневная война» в Южной Осетии, а темы публикаций зарубежных СМИ, кажется, не очень изменились. Обращаясь к теме двух признанных Россией, но пока по-прежнему не признанных большинством государств, зарубежные журналисты либо продолжают рассуждать о том, кто же начал закончившуюся год назад войну, либо пугают своих читателей амбициями «русского медведя». Последняя тема, впрочем, очень часто поднимается при любом упоминании о России – и может удивить разве что неискушенных читателей.