10 сентября 2009 года случилось событие, которому, конечно, по резонансу с 11 сентября не сравниться, но все равно переполох среди экспертов вызвало немалый. В Газете.ру вышла статья, подписанная не кем-нибудь, а самим президентом Дмитрием Медведевым. Как известно, президентство Дмитрия Анатольевича началось с футбольных побед. Видимо, в память об этом статья президента озаглавлена лозунгом, обычно ассоциирущимся с футболом: «Россия, вперед!».
Многие эксперты уже поспешили назвать статью сенсационной. Обращение российского президента к согражданам посредством газетной статьи, действительно – событие нечастое. Обычно материалы за подписью руководителей России выходили в зарубежных изданиях, а с «дорогими россиянами» обитатели Кремля предпочитали общаться другими способами. К «еще не забытым старым» чертам статьи можно отнести тот факт, что написана она так, чтобы вполне идеально вписаться в образ «либерала Медведева». С этим может быть связано и место публикации – сетевое СМИ. Причем именно Газета.ру, пользующаяся репутацией либерального и довольно критически настроенного к Кремлю издания.
На этом, кажется, сенсационность статьи и заканчивается. Найти в ней что-то действительно новое становится архитрудной задачей.О «переходе от сырьевой экономике к инновационной», необходимости социально-экономических преобразований на Северном Кавказе и борьбе с коррупцией неоднократно говорил, еще будучи президентом, и Владимир Путин. К относительно нечасто упоминаемым темам, поднятым Медведевым, можно отнести разве что упоминание о нуждах сельских жителей, однако они упоминаются лишь мельком.
Правда, это не мешает многим экспертам искать в статье Медведева ответы на вопросы, которые их давно волнуют. Например, какой Медведев (а также подготовившая его статью команда) видит политическую систему страны? Или какой президент видит систему социальных гарантий?
Первый вопрос рассмотрен в статье достаточно подробно, но ответ на него дан весьма двусмысленный. С одной стороны, Медведев обещает, что «партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот)». С другой – говорит, что «демократические институты в целом сформированы и стабилизированы». Интересно, что последняя фраза пересекается с заявлением, сделанным главным кремлевским политтехнологом Владиславом Сурковым на встрече с молодыми политиками в июне 2009 года о «завершении стадии формирования политической системы и перехода в стадию зрелости». И кстати, заявляя, что «политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной», Дмитрий Анатольевич практически повторяет июньские слова Владислава Юрьевича: «Мы считаем, если система состоялась, внутри нее должно быть больше степеней свободы. Надо быть гибкими». То есть получается, что руководство страны считает своей задачей как раз не построение обновленной политической системы, а большую гибкость в рамках старой.
В качестве «центральной части» «защитного механизма демократии» Дмитрий Медведев видит суд. А главной угрозой демократии, насколько можно понять… коррупцию. Для решения этих задач суд должен быть «эффективным». Действительно, демократия античных Афин началась во многом с появления народного суда присяжных. Однако путь к демократии этот суд проложил именно потому, что был независимым. Но о независимости судов в обсуждаемой статье говорится крайне мало. Зато ряд законодательных инициатив, выдвинутых либо поддержанных властями при Медведеве, еще больше сокращает независимость судов. Например, принятый в декабре 2008 года федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму», который изъял из компетенции судов присяжных дела по обвинению в терроризме, организации массовых беспорядков (обратим внимание, что закон был принят в самый разгар кризиса, накануне самых мрачных кризисных ожиданий), государственной измене, шпионаже и т.п. А в мае 2009 года глава государства предложил новый порядок избрания главы Конституционного суда РФ: теперь он должен не избираться самими судьями, как раньше, а назначаться Советом Федерации по представлению президента. Кроме того, ведь и коррупцию порождает вовсе не отсутствие «эффективного» суда, а невозможность общественного контроля над чиновниками.
Что касается социальных гарантий, то, несмотря на обещания поддерживать представителей наиболее незащищенных слоев (пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями), Медведев резко критикует «патерналистские настроения» населения и «полусоветскую социальную сферу».
Примечательно также, что «ничего не предпринимающих предпринимателей» президент в обсуждаемой статье критикует гораздо чаще, чем «продажных чиновников». Это продолжает традицию, заложенную еще при его предшественнике. Так что, несмотря на критику тех, кто «не хочет ничего менять», сам Медведев и его команда, кажется, не готовы менять ничего, кроме риторики. Да и та известна еще по президентским выборам. Разве что теперь площадкой для применения этой риторики становится интернет. Такие вот «Старые песни о главном 2.0» – слова, так и не забытые, старые, пусть и методы подачи для кого-то могут стать новинкой.