Великая отечественная война, кто бы что о ней сейчас ни говорил и ни писал, стала одним из решающий событий для нашей страны. Она унесла 26 млн жизней наших соотечественников, и ее события стали примером как мужественных и достойных поступков, так и примером массовой жестокости, подлости и предательства. Наконец, именно после войны СССР на несколько десятилетий стал сверхдержавой.
Фильмов про разгул бандитизма в России 90-х снято немало: от третьесортных боевиков до комедий и трагикомедий, порой вполне смешных. На этом фоне фильм Алексея Балабанова «Кочегар» выглядит как попытка снять картину в стиле арт-хаус на тему одного из самых трагичных периодов российской истории.
Новая книжка Василия Голованова, журналиста, известного также в качестве эколога (приверженец «геопоэтики») и писателя (роман «Остров, или оправдание бессмысленных путешествий», биография Нестора Махно в серии «ЖЗЛ») - книга правильная и нужная. И вот почему.
Прошлым летом в Берлине прошла конференция "Идея коммунизма. Философия и искусство". Театр Berlin's Volksbühne, расположенный в самом центре города на площади Розы Люксембург, украсили огромной надписью "коммунизм", которая каждую ночь загоралась кроваво-красными буквами.
Мнение о том, что все федеральные телеканалы «говорят одно и тоже», верно лишь отчасти. Вот и знаменитые беспорядки на Манежной площади они освещали под разными ракурсами. Например, новостные программы «Первого канала» сосредоточились на судьбе пострадавших от погрома. В прайм-тайм 13 декабря канал показал сюжет об избитом армянском подростке и вступившихся за него русских ровесниках.
В эфире радиостанции Эхо Москвы от 4 декабря сего года в рамках регулярной программы «Культурный шок», которую ведет Ксения Ларина, состоялся разговор о российском телевидении. «Почему на нашем телевидении нет реальности» - так была озаглавлена тема выпуска.
Почему так много футбольных фанатов связано с националистами? Что скрывает прошлое лидеров легальных фанатских организаций? Что связывает прокремлевские «молодежки» и ультраправых? Кто назвал Путина и Медведева «русскими националистами»? После беспорядков на Манежной площади, случившихся 11 декабря, только ленивый не поднимал эти вопросы. Об этом и многом другом рассказывает сборник статей «Русский национализм между властью и оппозицией», изданный в 2010 году Центром «Панорама».
С 1 по 5 декабря 2010 года в Центральном доме художника в Москве проходит книжная ярмарка «Non/fiction». Ярмарка имеет шансы превзойти предшествующие. Издатели, кажется, пытаются доказать читателям и самим себе, что двух кризисных лет просто не было. Давайте попробуем понять, так ли это. Тем более, что Non/fiction проходит в декабре. А значит, это удобный повод подвести итоги книжного года.
Новый фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и крысиный король» должен был стать не просто рождественским мюзиклом, но антинацисткой антиутопией. Российская пресса еще до премьеры начала громить картину. В лучшем случае в ней увидели «нудность и безэмоциональность», в худшем - «насмешку над Холокостом».
В цехе Белого на Винзаводе представляют «современное искусство» Северной Кореи - в розовом свете. Инициатива, надо сказать, для Винзавода неожиданная: искусство это не современное, а официальное - выставлены работы 25 художников объединения «Мансуде», крупнейшей северокорейской художественной фабрики-мастерской, что-то вроде советского «Союза художников».
Слушатели радиостанции «Эхо Москвы» 19 декабря стали свидетелями в некотором роде уникального исторического события: главной темой еженедельной программы «Осторожно, история» стало обсуждение левой политики и идеологии.
Посмотрев сводки информагенств завершающейся недели, может показаться, что вся она прошла под знаком WikiLeaks. Сначала скандал с публикацией «секретной переписки Госдепа США», прозванный прессой «Кабельгейтом» (от англ. cable – телеграмма). Потом интерпол объявил в розыск Джулиана Ассанжа, основателя WikiLeaks. Под конец рабочей недели скандальный сайт был закрыт американским сервисом EveryDNS.net, но в считанные часы появился в швейцарской зоне интернета (wikileaks.ch).
Пост Алексея Навального «Как пилят в "Транснефти"» стал событием уходящей недели. Многие блогеры не сомневаются, что данные, выложенные в сети их собратом, действительно правдивы. Впрочем, тогда возникает другой вопрос - почему именно в открытом доступе оказались данные, компрометирующие руководство «Транснефти» и его бывшего президента - Семена Вайнштока.
7 ноября 2010 года в Москве митинговали не только левые всех мастей, но и десантники. Они провели митинг на Поклонной горе с требованием отставки министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Большинство российских СМИ уже объяснили проведение этой акции интригами генералов, не готовых упускать из-под контроля финансовые потоки. Кто-то, как всегда, видит за этой акцией борьбу за влияние в Кремле. А некоторые и вовсе предрекают военный переворот.
5 ноября 2010 года в Москве был жестоко избит известный политический журналист Олег Кашин. Нападение произошло около его дома на Пятницкой улице. Журналист был доставлен в больницу. «У него, по словам врачей, переломы обеих челюстей, обеих голеней, сотрясение головного мозга и отрыв фаланг пальцев», - рассказал коллега потерпевшего Илья Азар корреспонденту «Интерфакса». К вечеру 8 ноября состояние здоровья журналиста оставалось стабильно-тяжелым, он находился в состоянии искусственной комы.
Не так давно на радиостанции «Свободный узел» состоялась премьера аудиоспектакля «Автомастерская «Иисус Христос» музыкальной и перформанс-группы «Общество Зрелища». После спектакля состоялось обсуждение - не слишком, может быть, бурное, но крайне интересное, с пространными комментариями участников коллектива. Событие знаменательное, особенно учитывая, что раньше творчество «ОЗ» было практически обойдено вниманием как слушателей, так и критиков.