Русский национализм между властью и оппозицией. М.: Центр «Панорама», 2010.
Почему так много футбольных фанатов связано с националистами? Что скрывает прошлое лидеров легальных фанатских организаций? Что связывает прокремлевские «молодежки» и ультраправых? Кто назвал Путина и Медведева «русскими националистами»? После беспорядков на Манежной площади, случившихся 11 декабря, только ленивый не поднимал эти вопросы. Об этом и многом другом рассказывает сборник статей «Русский национализм между властью и оппозицией», изданный в 2010 году Центром «Панорама».
Особую актуальность в свете недавних событий приобретает статья известного эксперта по ультраправому движению Александра Тарасова «Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм». Сегодня кажется незыблемым, что фанаты и ультраправое движение – едва ли не сообщающиеся сосуды. Однако автор статьи показывает, что еще в 1990-е все было гораздо сложнее. Недаром в те годы в фанатской среде бытовала легенда о спартаковце, повешенном наци-скинхедами на собственной «розе» (шарфе с эмблемой клуба). Впрочем, уже тогда в фанатской среде были распространены расистские идеи. Так, Тарасов рассказывает о сотрудничестве между лидером динамовских фанатов Александром Шпрыгиным и ультраправым рок-музыкантом Сергеем Троицким («Пауком») – до тех пор, пока их отношения не разрушила личная ссора. К слову, сегодня Шпрыгин – лидер респектабельного Всероссийского объединения болельщиков. На множестве примеров исследователь показывает, как росло влияние ультраправых в фанатской среде.
Александр Тарасов обращается к международному опыту и рассказывает, как взрывы «футбольного национализма» приводили к серьезным дипломатическим конфликтам и даже войнам. Такова, например, была предыстория войны между Сальвадором и Гондурасом, унесшей жизни около 2200 человек и превратившей в беженцев до 130 тысяч человек.
Не обойдена известным ювенологом тема антифашизма и даже левых взглядов в фанатской среде. Здесь он приводит примеры как из российской действительности (жесткий отпор наци-скинхедам со стороны фанатов ярославского «Шинника»), так и зарубежный (например, рассказывая о противостоянии фанатов «правой» «Лацио» и «левой» «Ромы» в Италии). Впрочем, Александр Тарасов делает вывод, что «субкультура футбольных фанатов неорганична для левых». Правда, на основе фактов, приведенных экспертом, можно сделать немного другой вывод: влияние левых на субкультуру фанатов в Европе снижалось параллельно с падением авторитета левых в рабочей среде.
Заместитель директора Центра «Сова» Галина Кожевникова подготовила для сборника статью «Ультраправые тенденции в прокремлевских молодежных организациях». В ней рассказывается о случаях членства ультраправых активистов в Молодой гвардии «Единой России» и движении «Наши», а также связи функционеров этих организаций с праворадикальными группами.
Подробную хронику уличных акций праворадикалов за 2008-2009 года представляет журналист и исследователь Дмитрий Беломестнов. А в статье политолога и переводчика Антона Шеховцова «Палингенетический проект неоевразийства: идеи возрождения в мировоззрении Александра Дугина» весьма интересно и подробно рассказывается о том, как причудливо переплелись элементы разных доктрин в работах этого консервативного идеолога.
Наконец, историки Татьяна и Валерий Соловей в статье «Русский национализм при Путине-Медведеве» рассказывают об эволюции ультраправого движения в России в «эпоху нулевых». Перед читателем проходит краткая история праворадикалов эпохи стабильности – политика властей по «приручению национализма», потеря влияния старыми лидерами движения и появление новых, которые смогли «оседлать» антииммигрансткие настроения. Конечно, в небольшой статье нельзя изложить всех аспектов явления, но все же жаль, что авторы не коснулись вопроса изменения социальной базы ультраправых. Ведь к концу «нулевых» им симпатизировали уже не только «дезадаптанты», как в 90-е, но и вполне успешные представители условного «среднего класса».
Впрочем, история расколов даже в сильных ультраправых организациях и невозможность для них даже после крупных успехов (вроде Кондопоги) войти в большую политику, вновь напоминает о выводе, сделанном Валерием и Татьяной Соловей: «На сегодняшний день русский национализм не стал субъектом, самостоятельным игроком российской политики, что обрекает его и в дальнейшем на роль объекта властных манипуляций, или, словами известного романа, на роль "болвана в польском преферансе"».
Книга находится в свободном доступе на сайте центра «Панорама»