Великая отечественная война, кто бы что о ней сейчас не говорил и не писал, стала одним из решающий событий для нашей страны. Она унесла 26 млн жизней наших соотечественников, и ее события стали примером как мужественных и достойных поступков, так и примеры массовой жестокости, подлости и предательства. Наконец, именно после войны СССР на несколько десятилетий стал сверхдержавой.
Воспоминания о войне для множества жителей современной России имеют особый смысл уже потому, что в очень многих российских семьях свежа память о людях, погибших на фронте или в тылу. Однако в последние двадцать лет в нашей стране было снято множество фильмов, где бойцы и командиры Красной армии выглядят трусами или дегенератами, а порой даже немцы представлены как цивилизованные европейцы, несущие свободу от большевизма. Воют и совершают подвиги в основном бойцы штрафных подразделений РККА (через которые за всю войну-то прошло менее 2% от числа советских военных), а их безоружными гонят на пулеметы людоеды-чекисты.
На этом фоне «Брестская крепость» Александра Котта выглядит совершенно особенным фильмом, резко отличающимся от остальной кинопродукции на тему ВОВ. Сюжет картины основан на одноименной книге Сергей Смирнова. Фильм снимался совместно российской и белорусской кинокомпаниями. Великая отечественная война показана здесь не такой, как ее представляли нам в последние годы. Командиры РККА не шарахаются от испуга при виде врага, не вытирают сопли о гимнастерки солдат, как в картине Михалкова, а организуют оборону в сложных условиях. Рядовые и сержанты не разбегаются от первых выстрелов, а стойко держат оборону, не «стесняясь» вступить в рукопашную схватку с врагом с табуретками и арматурой в руках, когда выясняется, что один из складов завалило обломками.
«Непривычно» показаны и немцы. Они расстреливают мирных жителей, сжигают раненых из огнеметов и насилуют женщин. Одним словом, ведут себя не как освободители, а в соответствии с доктринами своих лидеров. Фашисты ничего зазорного не видят в том, чтобы взять в заложники санитарок госпиталя и раненых и потребовать от защитников крепости сдачи в плен. Все равно ведь русские как бы не совсем люди…
В картине рассказывается о судьбе трех основных очагов обороны Брестской крепости – возглавляемых командиром полка майором Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы лейтенантом Андреем Кижеватовым. Повествование идет от лица подростка Саши Акимова, воспитанника музыкального взвода одного из полков. В целом создатели фильма старались придерживаться исторических фактов. Внезапность нападения, растерянность, жесткие рукопашные схватки – все это показано реалистично. Для этого кино была найдена и военная техника тех лет – бронеавтомобили БА, пушки-«сорокопятки», немецкие танки PZIII (последний факт радует особо – в советских фильмах про войну немцы раскатывают на Т-34, немного переделанных под германские машины).
Особенно хочется отметить то, как авторы картины показали НКВД. Дело в том, что во время войны сотрудники этого ведомства, помимо выполнения других задач, воевали на особо сложных участках в составе специальных подразделений и соединений. В частности, именно бойцы 1-ой дивизии войск НКВД в течении пятисот суток обороняли Шлиссельбургскую крепость, не позволив немцам и их союзникам перерезать «дорогу жизни» блокадного Ленинграда. В фильме показана рота конвойных войск НКВД, оборонявшей одно из зданий крепости. Мало того, что чекистам удается продержаться сутки против численно превосходящего противника, они еще обезвреживают и уничтожают диверсанта.
Конечно, «Брестская крепость» – фильм художественный, и исторических несоответствий в нем тоже хватает. Одним из главных является сцена воздушного боя, где сбитый советский пилот оказался на занятой бойцами Красной армии территории. В реальной жизни ему вряд ли бы так повезло.
Нельзя не признать и того, что во время Великой отечественной войны было немало предателей, коллаборационистов и просто струсивших людей. Они отдавали приказы о сдаче в плен, переходили с оружием на сторону врага, шли на службу в немецкую разведку.И в фильме это показывается. Но в целом он о тех, кто предпочел умереть в бою как мужчина, защищая свой дом, женщин и детей.
Важно помнить и о том, что предателей в войну было намного меньше, чем честно исполнивших свой долг на фронте или в тылу. И представить себе картину, что бойцы советской армии начали воевать друг с другом за лучшие условия сдачи в плен, как призывают нас поверить некоторые люди с больной фантазией, невозможно. В противном случае не выиграла бы РККА войну у лучшей на тот момент армии в Европе, если не во всем мире. «Брестская крепость», к сожалению, фильм нетипичный для нашего сегодняшнего кино. Он стал исключением, а не правилом в общем ряду фильмов последних лет про войну. Видимо, сейчас больше нужны предатели и трусы, оттого у нас и снимают в основном всяких «Сволочей», «Штрафбаты» и «Предстояния».