Давным-давно — с той поры минуло уже двести тридцать лет — в состоятельной семье консервативного и набожного буржуа в провинциальном городе Гренобле родился мальчик Анри Бейль, вошедший в историю всемирной литературы под псевдонимом «Фредерик Стендаль». Дело было на излете «века Просвещения» и незадолго до Великой Французской буржуазной революции, и оба этих события сформировали личность, наложили […]
Удивительна судьба этой книги. Написанный в тюрьме подследственным государственным преступником, посягнувшим на твердыни самодержавия, попавший в печать в буквальном смысле по халатности членов Высочайше утвержденной следственной комиссии и оплошности цензуры, роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» стал самой читаемой книгой русского образованного общества позапрошлого века. Говоря современным языком, бестселлером. «В чем заключалась тайна необычайного успеха […]
По нынешним временам превратить «Гамлета» в постмодернистский трэш, комедию абсурда или гротескную фантасмагорию — само по себе уже не достижение. В конце концов, Шекспира как только не перекраивали и не перекраивают каждый буквально год. Достижение, по-видимому, заключается в том, чтобы представить подобную чудовищно-фестивальную субстанцию как постоянно действующий репертуарный спектакль во все еще довольно патриархальной в […]
По нынешним временам превратить «Гамлета» в постмодернистский трэш, комедию абсурда или гротескную фантасмагорию — само по себе уже не достижение.
На прошлой неделе закончился фестиваль NET, который, без сомнения, является одним из примечательных явлений нашей театральной жизни. Задуманный в конце 90-х годов командой критиков как теафорум, который будет давать срез новой театральной, прежде всего — европейской реальности, этот фестиваль вполне настойчиво осуществляет свою миссию в течение уже более чем десяти лет. В конце 90-х определить […]
В канун уходящего года, в декабре, в Центре им. Вс. Мейерхольда проходило немало примечательных событий: показывала свои работы школа театрального лидера, в седьмой раз стартовали ставшие традиционными «Мейерхольдовские встречи» (фестиваль и премия). Однако случилось еще одно почти камерное событие, на котором хотелось бы остановиться особо. Где, как не в ЦИМе, отмечать юбилеи режиссеров! Однако это […]
В Москве, наконец, открылся музей дизайна. Воплощенная мечта креативщиков и предмет обсуждения всех курсов по кураторству, музей призван «аккумулировать, продвигать, популяризировать, классифицировать, инициировать» и совершать прочие целенаправленные действия в нашем пустующем поле дизайна. Идея лежала на поверхности и давно витала в воздухе. И вот команда молодых архитекторов, дизайнеров, искусствоведов заручившись поддержкой С.Капкова, обрела помещение на […]
Говоря о событиях давнего и недавнего прошлого нашей страны мы, как правило, опираемся на системный анализ, исследуя развитие экономики, политики, духовной сферы. Методы классового подхода, внесенные в общественные науки марксизмом и обогащенные достижениями социальной мысли за прошедшие полтора века, помогают нам досконально разобраться в произошедших за рассматриваемый период изменениях и дать прогноз на ближайшее и […]
Однажды в рамках одного очень практического семинара перед группой людей, которые грозят стать будущим науки культурологии, стояла задача придумать культурный проект. Людям хотелось, чтобы их проект был насущным, выполнимым и заполнил какую-нибудь лакуну в поле современного культурного досуга. Решили, что целевой аудиторией должны быть интеллигентные пожилые люди — те, у кого много свободного времени (ибо […]
Манга «Стальной алхимик» (хотя английское название Fullmetal Alchemist — для многих звучит привычнее), которая в 2012 году начала выходить на русском языке, представляет собой нечто большее, чем просто развлекательный продукт. По большому счету, это притча о европейской истории XX века, рассказанная не-европейцем, — впрочем, тем, кто равнодушен к историческим притчам тоже не будет скучно — […]
По большому счету манга «Стальной алхимик» (Fullmetal Alchemist) — это притча о европейской истории XX века, рассказанная не-европейцем.
Новое кино с социальным высказыванием отличается от старого прежде всего тем, что если в новом авторы могут позволить себе провести разве что критику капитализма («Ограбление казино») или в иносказательной форме позволить себе голливудское марксистское высказывание («Аватар»), то в старом, напротив, можно было увидеть левую идею в чистом виде. Конечно, в новом кинематографе также обращаются и […]
Каждую осень в Москве, а также в кое-каких других городах России проходит фестиваль «Новое британское кино». Картины, как правило, в рамках фестиваля показывают разноплановые. Это для того, чтобы удовлетворить вкусам широкой аудитории. В нынешнем году мероприятие длилось довольно долго — с 1 и по 11 ноября. Фильмов было очень много. И много я посмотрел. Из […]
Начиная с октября в московских киосках и газетных автоматах можно купить комиксы. Точнее, какие-то комиксы в киосках время от времени продавались и раньше. Однако теперь это комиксы русские. Их решила издавать компания Newsmedia, подконтрольная Араму Габрелянову. Сын Арама Артем Габрелянов с прошлого года выпускал журнал комиксов «Бабл». Теперь, однако, запущены самостоятельные серии комиксов с героями […]
СССР: Жизнь после смерти/ под ред. И.В. Глущенко, Б.Ю. Кагарлицкого, В.А. Куренного. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. Тема советского сегодня служит одним из основных интересов для западной славистики. В российском же научном поле советское как объект исследования все еще находится на этапе становления — мы пока, по большей части, заняты решением вопроса […]
Недавно вышедшая в серии «Уроки русского» книга несколько лет назад скончавшегося прозаика Егора Радова «Мандустра» — практически полное собрание его короткой прозы. Составитель серии — Олег Зоберн, подготовляя эту книгу к изданию, совершил настоящий подвиг: перерыл семейные архивы Радова, кучу никому сегодня уже не известных газет и журналов. Героическое погружение в прошлое не было напрасным: […]