Фильм «Луиза-Мишель», вышедший в российский прокат 24 сентября 2009 года, не понравится тем, кто считает, что во французском кино непременно должны быть красивый Париж, уютные кафе, свежие круассаны, обольстительные женщины, бравые мужчины, привлекательные преступники, неукротимые полицейские и любовь, любовь, любовь. Вместо них там есть крошечный пикардийский городишко, завод, трущобы, уличные сизари на ужин, неуклюжие тетки, дядьки-извращенцы, сволочи-капиталисты и любовь (ничем не хуже той, к которой привыкли любители «изящного», – и заканчивается эта любовь рождением младенца).
Американцы в очередной раз пытаются избавиться от напасти, которую сами же и породили. Теперь спасти и Америку, и мир может только супергерой. Брюс Уиллис. Нет, «Крепкому орешку» не придется садиться за бухгалтерские книги и разгребать остаточные последствия финансового кризиса. Ему будет поручена более привычная для американского супермена работа – бороться с изнанкой очередного гениального, но опасного открытия. Естественно, не в реальной жизни, а в новом фильме «Суррогаты» (режиссер Джонатан Мостоу), который российский зритель может увидеть в кинотеатрах с 24 сентября 2009 года.
На наши экраны вышло новое аниме от живого японского классика этого жанра Хаяо Миядзаки – «Рыбка Поньо на утесе». После Берлинского фестиваля, принесшего ему главного медведя за «Унесенных призраками» (редчайший случай, кстати, вообще-то медведей за мультфильмы не дают) семь лет назад, Миядзаки стал известен всему миру как беспримерный перфекционист, «магический реалист» и мастер продуманных недоразумений, вроде свечки, которая случайно увеличивается вместе с игрушечным кораблем, или капитанской фуражки, которая так же случайно уменьшается.
20 лет назад я впервые встретился с Майклом Муром в мичиганском Анн-Арборе, когда он показывал еще не оконченный документальный фильм небольшой аудитории в несколько десятков человек. Фильм был довольно смешной, злободневный, с мощным посылом. Мур тогда вторично заложил свой дом: аппаратура была такая дорогая, что ему пришлось еще и занять денег у местных единомышленников. Нам всем нравились его работы, но нам хотелось и того, чтобы их увидели тысячи зрителей.
Арнольд Шварценеггер в свое время предложил свое объяснение успеха эпопеи о Терминаторе. По мнению «железного Арни», страх перед восстанием машин понятен любому человеку, в какой бы стране он ни жил. Впрочем, трудно представить себе жителя африканской деревни, который просыпается в холодном поту от ужаса, что скоро восставшие машины будут править миром.
Звучит неромантично, но наши представления об инопланетных существах зеркально отражают в небеса реальную жизнь обычных земных людей. Ярким примером этого стал феномен массового психоза вокруг темы НЛО и пришельцев, повсеместно отмеченный во время рыночной реставрации конца 80-х. Без сомнения, он явился признаком глубокого общественного кризиса – когда образовавшийся идеологический вакуум стремительно заполняли религиозные догмы, жулики-экстрасенсы, «зеленые человечки», эзотерика, йети и полтергейст.
Фильму «Ангелы и демоны», снятому по мотивам романа Дэна Брауна, оказалось далеко до скандальности его «брата» – «Кода да Винчи». Однако и его появление тянет если и не на сенсацию, то на очень интересную новость. Ведь после просмотра картины создается впечатление, что скандальный писатель превратился из Савла в Павла, а служители католической церкви в его романах – из демонов в ангелов. За редким исключением.
Есть проблемы, которые находятся на периферии общественного внимания. При случае можно поговорить о них, написать статью и продемонстрировать в ней уровень своей компетентности (как правило, обывательский) – и благополучно забыть до следующего повода, который может и не представиться. И те, кого это затрагивает, опять остаются предоставлены сами себе.
Немецкий фильм 2008 года «Комплекс Баадера-Майнхоф» («Der Baader Meinhof Komplex»), снятый по одноименной книге Штефана Ауста, о легендарной левотеррористической группе «Фракция Красной Армии» (РАФ, Rote Armee Fraktion) режиссера Ули Эделя претендует на сенсационную правдоподобность, так как снят на важную сегодня тему, актуальную, как и 30–40 лет назад – проблему «левого терроризма».
Давно известно, что если современный фильм выходит как ди- или трилогия, то во второй и последующих частях его концептуальная составляющая будет оттеснена на второй план батальными сценами и любовной линией. Фильм «Обитаемый остров. Схватка», снятый режиссером Федором Бондарчуком по культовому роману братьев Стругацких, кажется, не стал исключением.
К Кену Лоучу в среде свободных профсоюзов отношение особое. Даже не к самому режиссеру, а к его конкретному фильму. «Хлеб и розы», переведенный и растиражированный на средства международных профсоюзов стал, пожалуй, самым известным и самым художественным пособием по профсоюзному органайзингу. Так что многие, смотревшие его, могут не знать имени режиссера, но при этом весьма высоко ценить сам фильм и проповедуемые им идеи.
Мы говорим «США» – подразумеваем «комикс». Пожалуй, одно действительно нельзя представить без другого. Предтеч этого жанра можно предъявить сколько угодно, но факт, что в классическом виде он зародился в конце XIX века в США, мало у кого вызывает сомнения. Здесь комикс нашел самую благодарную и многочисленную аудиторию и даже вклинился в ряды серьезной литературы, породив новый жанр – графический роман.
«Я убью тебя, негодяй, но сначала я и мои сорок слонов споем песню!» – в этой шутке наиболее лаконично выражено стереотипное представление россиян об индийском кино. Без фильмов, где бедный юноша (но при этом из богатой семьи, связь с которой он утрачивает, осиротев или будучи похищен в младенчестве) на фоне зажигательных песен и танцев проходит множество испытаний, находит родных, получает богатство и обретает любовь, так же нельзя представить позднесоветского быта, как без латиноамериканских сериалов – Россию 90-х.
Недавно мне вспомнилась история, произошедшая более года назад с анархистом, участвовавшим в движении против «точечной застройки». Этого человека во время одной из акции схватили и посадили в автобус сотрудники милиции. А пока возмущенные жильцы, окружив автобус, требовали отпустить активиста, с ним проводил «разъяснительную работу» человек в штатском. Аргументы, которые он использовал, были приблизительно такими: «Ты же нормальный парень, не то что всякие там проплаченные люди, извращенцы, экстремисты, которые ходят на все эти акции. Зачем тебе это надо? А ты бы лучше после работы с друзьями выпил водочки, пошел на дискотеку, снял бы там бабу…»
«Вальс с Баширом» - актуальный политический документальный мультфильм для взрослых... Поверьте, в этой фразе нет никакой иронии. Режиссер Ари Фольман сумел представить до сих пор мало востребованные грани анимационного искусства, обратив этот жанр к осмыслению феномена человеческой памяти, к вопросам совести и личной ответственности человека.
С 29 января по 24 февраля 2009 года в актовом зале Института Сервантеса при участии Московского дома кино будет показана программа «Кино на вырост», объединяющий различные тенденции, стили и образы новейшего испаноязычного кино. В рамках цикла представлены работы молодых режиссеров, различные жанры и новые лица, обращенные в завтрашний день.