Немецкий фильм 2008 года «Комплекс Баадера-Майнхоф» («Der Baader Meinhof Komplex»), снятый по одноименной книге Штефана Ауста, о легендарной левотеррористической группе «Фракция Красной Армии» (РАФ, Rote Armee Fraktion) режиссера Ули Эделя претендует на сенсационную правдоподобность, так как снят на важную сегодня тему, актуальную, как и 30–40 лет назад – проблему «левого терроризма».
Начало фильма внушает надежду, что фильм и правда более или менее объективен. Это тем более вероятно, что в 2002 году вышел на экраны фильм Кристофера Рота «Баадер» (в российский прокат он вышел под откровенно конъюнктурным названием «Красный террор»). Тот фильм не был ни апологетикой РАФ, ни ее обличением. В нем были свои недостатки, главный из которых – убийство в конце фильма Андреаса Баадера, хотя в реальности он был арестован – при этом сцена убийства является переработкой реального ареста Андреаса. В остальном же фильм был вполне достойным, хотя многие леваки, мало знакомые с реальной историей левого терроризма, негодовали, в частности, на «излишнюю» истеричность киношного Андреаса Баадера и его авторитарные замашки (хотя те, кому довелось пообщаться с участниками РАФ тех лет, находящимися сейчас на свободе, говорят, что Баадер действительно был примерно таким, каким показан). В целом же фильм 2002 года во многом похож на книгу «Телемечтатели: Фракция Красной Армии: 1963–1994» Тома Вейга – по сути, краткую хронологию РАФ.
Вообще же информации о легендарной РАФ в России крайне мало: несколько статей в интернете и печати, пара книг – и, по сути, всё. Хотя РАФ заслуживает большего. Прежде всего потому, что эта организация не принадлежит прошлому. Это история настоящего, которая вершится «здесь и сейчас»: заявление о самороспуске последнего поколения РАФ и о прекращении существования организации было опубликовано в 1998 году, то есть всего десять лет назад, а многие участники живы и по сей день.
Но вернемся к «Комплексу Баадера-Майнхоф».
В начале фильма перед зрителем предстает картина «бурных шестидесятых»: студенческие протесты, убийство студента Бенно Онезорга 2 июня 1967 года во время демонстрации протеста против приезда в Германию иранского шаха, покушение на Руди Дучке 11 апреля 1968-го, война во Вьетнаме… В ходе фильма верхи германской полиции (и не они одни) рассуждают о причинах, порождающих и питающих левый терроризм: это и авторитарная власть, и непопулярная война, и нацистское прошлое… Однако чем дальше, тем больше фильм превращается в обличение «заигравшихся в революцию» леваков – по-другому это назвать невозможно.
Например, делается упор на то, что Ульрика Майнхоф, Андреас Баадер, Гудрун Энслин и Ян-Карл Распе покончили с собой в тюрьме «Штамхайм».
Самоубийство Ульрики не демонстрируется, но подразумевается (причиной, по фильму, являлось ее моральное истощение, испортившиеся в конец отношения с другими членами РАФ, и частности с Баадером и Гудрун, что, по сути, и довело ее до самоубийства). При этом упускается (хотя и демонстрируется) то, как давило на психику длительное одиночное заключение, а, самое главное, игнорируется более правдоподобная версия убийства Ульрики Майнхоф, которая «была найдена повешенной» 9 мая 1976 года. Александр Тарасов в статье «“Капитализм ведет к фашизму – долой капитализм!”» так пишет об этом: «Некоторое время власти путаются в датах: то ли она погибла 8 мая, то ли 9 (это даже в официальных документах!). Это при том, что проверка камеры Ульрики проходила каждые 15 минут, а обыск – каждые 2 часа. Никто так и не объяснил, каким чудом удалось добраться до крюка в потолке четырехметровой высоты (позже, застеснявшись, власти меняют версию: теперь Ульрика объявлена повесившейся на форточке). Причиной самоубийства назвали “напряженные отношения” с другими членами РАФ. Но сами рафовцы на суде заявили, что это – ложь. Более того, У. Майнхоф не могла покончить с собой именно 8 и 9 мая: эти дни были для рафовцев праздничными – 8 мая считался официальным днем освобождения ФРГ от нацизма, а 9 мая победу над Гитлером празднуют все левые». При этом если с тем, что «остальные члены РАФ отрицали версию напряженных отношений с погибшей», и что 8 и 9 мая «праздничные дни для рафовцев», можно и поспорить (мало ли кто что говорил и что для кого является праздником, когда на психику оказывается постоянное жесткое давление), то постоянные проверки камеры на фоне нестыковок относительно смерти Ульрики наводят на мысль, что версия самоубийства все-таки не соответствует действительности.
Что же касается самоубийств других членов РАФ (застрелились в камерах), то они и вовсе выглядят сомнительными (пронос в столь охраняемую тюрьму, как «Штамхайм» оружия в камеру заключенных с последующим совершением при их помощи коллективного самоубийства крайне недостоверен). При этом за кадром остается эпизод попытки самоубийства Имргард Мёллер (в фильме видно, что она осталась жива, но не более того), а это «самоубийство» – весьма примечательный факт. Официально Мёллер пыталась покончить с собой с помощью столового ножа, нанеся себе четыре удара в грудь. Сама же она рассказывает по-другому, и в интерпретации Тома Вейга это выглядит следующим образом: «Имргард Мёллер остается в живых, и ее версия случившегося весьма отличается от официальной. Она читает до четырех часов. Прежде чем лечь спать, связывается с Распе, который ей отвечает. Она не раздевается, потому что думает, что их вот-вот освободят. В пять часов она слышит пронзительные крики и звуки, как при падении. Последнее, что она помнит, перед тем как очнуться на носилках, – “сильный шум” в голове. Она отрицает, что было какое-либо соглашение о самоубийстве» (Вэйг Т. Телемечтатели: Фракция Красной Армии: 1963–1994. – Гродно, 2004. С. 104). В общем, в реальной истории вопросов больше, чем ответов, и попытки объективного анализа ставят официальную версию под очень большое сомнение.
Ну а что мы видим в конце фильма? Членов РАФ, которые оказываются в роли мифотворцев и откровенных врунов: новое поколение РАФ (в историографии есть, по меньшей мере, два варианта ответа на вопрос, сколько был поколений во «Фракции Красной Армии», три или пять) создает себе имидж борцов с капитализмом и западным империализмом, мифологизируя смерть собственных товарищей. И это в фильме мелькает постоянно: член РАФ убита в перестрелке – конечно, будет написано о хладнокровном убийстве; покончили с собой в тюрьме революционеры – а мы опять напишем про убийство! И рядовые зрители, не знакомые с историей РАФ (а таких подавляющее большинство), так и будут принимать на веру все, что им показывают. И у них сложится однозначное мнение о левых террористах, да и о леворадикалах вообще (коих очень любят в наше время именовать у нас в стране «экстремистами»). Дальше – больше, анафеме придается уже и любая «левизна» (ведь она порождает кровавых рафовцев и им подобных).
Отдельно стоит отметить еще и откровенную политическую безграмотность авторов фильма (может быть, и сознательное искажение фактов). В частности, в фильме членов РАФ постоянно именуют анархистами. Но они были марксисты, а вовсе не анархисты!
В общем, вердикт однозначный: смотреть это кино не стоит, лучше потратить свое время более конструктивно. Но игнорировать подобные «шедевры» нельзя, так как они оказывают немалое влияние на современного обывателя, а, значит, освещать недостатки, ляпы и сознательные искажения фактов (либо демонстрацию их с предвзятых позиций) необходимо всегда и везде.