rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
91

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

161

Европа: радикальные левые против своего империализма

365

XX век прошёл

268

Трагедия Гаити

Главная Культура Кино 2013 Декабрь Трикстер нашего времени

Трикстер нашего времени

«Грязь» Дж. Бейрда по роману И. Уэлша вышла на экраны примерно в то же время, что и картина А. Велединского «Географ глобус пропил». В многочисленных, в общем-то хвалебных рецензиях отмечается сходство британского фильма с «Бойцовским клубом», «Майорами», не забывают упомянуть и прежние работы режиссера («Касс»), и самую известную роль Джеймса МакЭвоя (фавн Тумнус в «Хрониках Нарнии»), но почему-то не отмечают определенного типологического сходства между этими двумя относительно недавними премьерами. Однако же сходство есть, и довольно заметное.

Героя МакЭвоя, крепко сидящего на наркотиках полицейского Брюса Робертсона, критики называют то свиньей, то паразитом. И то, и другое определение — практически цитаты из фильма: в кокаиновом бреду герой видит то мерзкие свиные рыла, то мерзко шевелящихся глистов. И действительно, как еще назовешь человека, даже не то что бы идущего по головам к намеченной цели — повышению по службе. Это жестоко, порой цинично, но имеет хоть какое-то рациональное обоснование. Действиям Брюса Робертса такого разумного обоснования нет, он творит зло бесцельно, почти альтруистично, словно ради самой идеи зла. Он жестоко шутит над коллегами, спит с женой коллеги и с этим же коллегой обсуждает его подозрения, названивает жене лучшего друга, изображая телефонного маньяка, сам же дает ей советы, как с маньяком бороться, и сам же подставляет друга. В начале фильма есть эпизод, когда герой почти демонстративно портит воздух, а потом обвиняющим взглядом смотрит на соседа. Эпизод пустяковый, но в сжатой форме описывает всю логику дальнейших действий героя: выходки его будут становиться все злее и злее (количество эротических сцен, как и сцен насилия будет, соответственно, возрастать), но суть, заложенная буквально в первых кадрах, от этого мало изменится.

Как ни странно, некоторое объяснение — не выходкам героя, а самому герою — есть. Брюс Робертс — трикстер, из той же породы, что и любимый многими (в последнее время благодаря голливудской экранизации комиксов) Локи. Изначально противопоставленный творцу и культурному герою, трикстер выворачивает миропорядок наизнанку, выставляя наружу все смешное, физиологичное, неприглядное. Подражая культурному герою в акте творения, трикстер сеет разрушение. И, как ни странно, этот тип героя становится актуальным в кризисное, тоже как бы вывернутое наизнанку время. Тут и настает пора заявленному в самом начале сопоставлению британской «Грязи» и отечественного «Географа».

Судьбы Брюса Робертса и Виктора Служкина странным образом запараллелены, словно Иванов создавал своего героя с некоторой оглядкой на Уэлша. Их роднит несложившаяся карьера, незадавшаяся семейная жизнь (от Брюса жена ушла, от Виктора — тоже, в общем-то, все равно, что ушла), пагубные привычки (наркомания одного и алкоголизм другого), постоянно вьющиеся вокруг женщины, некоторая извращенность сексуальных предпочтений — все это — проявления внешнего сходства. По сути же роднит героев то, что оба они трикстеры, правда, каждый своего толка. Учитель географии Служкин актуализирует комическую сторону этого древнейшего архетипа, полицейский Робертс — разрушительную. Но при этом, каким бы жалким, смешным и беспомощным ни казался Служкин, он все равно, пусть и неосознанно, остается манипулятором. Робертс, воображающий себя гениальным манипулятором, напротив, в итоге выставляет себя кровавым размалеванным шутом.

Различают фильмы причины, вызвавшие к жизни именно этот тип героя. В случае с «Географом» это неприглядная постсоветская жизнь на грани абсурда, на парадоксальной границе обшарпанного заштатного города и грандиозно-прекрасной природы. Шутовство, алкоголическое юродство — единственный работающий здесь механизм выживания. В случае с «Грязью» все несколько сложнее, экзистенциальнее. Большая часть рецензентов не упоминает об одном эпизоде, когда Брюс в наркотическом бреду вспоминает о погибшем младшем брате, которого он то ли случайно, то ли намеренно столкнул с кучи угля, потому что завидовал ему. Внезапно возникший библейский мотив — Каин убивает Авеля — и определяет характер героя. Избавляясь от мук совести, герой бросается в грязь, в омут порока и цинизма, а пытаясь восстановить нарушенный порядок вещей, вернуть жену и дочь, он, напротив, устремляется к карьерным высотам.

Это различие определяет разницу в финалах двух фильмов. Для русского трикстера Виктора Служкина шутовская манера поведения — единственно возможная жизненная стратегия. Спиваясь, опускаясь, он продолжает кривляться, потому что иначе жизнь будет слишком безысходной. Для шотландского трикстера Брюса Робертса эта же стратегия оказывается абсолютно проигрышной, так как ведет к полному и окончательному саморазрушению, что зритель и видит в финальных кадрах. Чувство вины, горечь ущемленного самолюбия не дают герою МакЭвоя начать жить заново.

Дек 12, 2013Марина Яуре
12-12-2013 КиноВеликобритания, экранизация17
Фото аватара
Марина Яуре

Выпускница филологического факультета Тверского государственного университета. Публиковалась в газетах «Караван+Я», «"МК" в Твери», «Смена+» и журналах «Lucky» и «Open Tver».

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Голодные игры капитализма«Чемпионы» киноэкрана
  См. также  
 
Ваш роман прочитали…
 
Дело Джулиана Ассанжа: последний шанс?
 
Забастовки в европейских больницах: Страны разные, борьба — общая
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру