За две недели до Сочинской олимпиады в российский прокат вышла отечественная лента «Чемпионы». Под слоганом «Победы, которые у нас уже есть» собраны пять историй из жизни спортсменов. Все события, показанные в фильме, происходили в действительности и изначально согласовывались с прототипами. По словам одного из спортсменов, задача «Чемпионов» — сплотить наше общество перед олимпийскими играми, но не только перед ними. Задачу авторы выполнили на «отлично». Картина получилась вполне достойной, в рамках жанра и тех задач, которые были поставлены. Однако, при детальном разборе, за границами искусства и энтертеймента, наружу вылезает вся неприглядность использованного патриотизма.
«Чемпионы» создавалась кинокомпанией Enjoy Movies — лидером российского кинопроката прошлого года в сегменте отечественного кино. Большие сборы стабильно обеспечивают такие комедии как «Беременный», «Тот еще Карлосон», «Мамы» и пр. В минувшем году компания вошла в группу лидеров отечественного кинопроката по версии Фонда кино, что позволило ей претендовать на государственное финансирование. В итоге из трех поданных в Фонд заявок средства на безвозмездной основе были выделены лишь «Чемпионам» — как социально значимому проекту. Ранее Enjoy Movies позиционировало себя как независимое предприятие, выпускающее коммерчески выгодные низкобюджетные развлекательные фильмы. Но патриотизм в России, видимо, стал слишком доходным предприятием, чтобы от него отказываться и далее.
Киноальманах «Чемпионы» объединил в себе победы наших фигуристов, хоккеистов, биатлонистов, конькобежек и сноубордистов, начиная с 2002 года. Поначалу спортсмены испытывают трудности в жизни, местами трогающие за душу, но в итоге наши неизменно побеждают в соответствии с законами жанра. Особенно драматична история пары фигуристов Антона Сихарулидзе и Елены Бережной. Показана романтическая сторона отношений, где партнер выходил серьезно травмированную спортсменку. Из остальных частей киноальманаха можно выделить историю биатлониста Николая Круглова, которого тренировал отец, в прошлом олимпийский чемпион. Медаль в данном случае служит мостиком между советскими и российскими победами.
Что же не так в практически безупречных «Чемпионах»? (Разумеется, стоит сделать скидку на жанр, далекий от мастерского описания глубинного драматизма). Отличная реализация проекта становится жертвой своего изначального замысла — пробуждения патриотических чувств у зрителя. Никто не говорит, что этого нельзя делать, но лучше при этом избегать манипуляций фактами, особенно там, где имеется претензия на аутентичность. А с эти у «Чемпионов» большие проблемы, если не принимать во внимание личную жизнь героев.
Киноальманах задумывался и начал реализовываться до успеха «Легенды №17» — байопика о Харламове. Но уже в фильме Николая Лебедева был продемонстрирован факт художественной подмены с патриотическим креном. Тогда на основе выигрыша в одном матче суперсерии СССР–Канада, неосведомленный зритель мог сделать вывод о победе советского хоккея над заокеанской школой в целом. Тема общего проигрыша, как и другие неприглядные для нас факты того противостояния в «Легенде №17» не озвучивались. В «Чемпионах» пошли более творческим путем, благо историй было пять. Прежде всего, на фоне постоянного олимпийского ража, авторы сумели протолкнуть историю победы хоккеистов на чемпионате мира. Зритель этого не поймет, будучи уверенным после фильма, что Россия героически победила в Канаде местную сборную в рамках Олимпиады. Увы, в действительности, если не считать советские рекорды, это произошло лишь однажды, двадцать два года назад, когда объединенная команда бывших республик СССР под флагом с пятью кольцами победила в финале. Но так как хоккей является нашей национальной гордостью, то можно и чемпионат мира, выигранный после пятнадцатилетнего перерыва, художественными средствами приравнять к олимпийским достижениям.
Чтобы понять принцип, по которому в киноальманах отбирались дисциплины, достаточно обратить внимание на завоеванное нами золото в самых статусных соревнованиях в мире. За все новейшее время существования сборная России из пятнадцати зимних видов спорта побеждала в пяти. Кроме вышеописанного хоккея, мы выигрывали в лыжных гонках, биатлоне, фигурном катании и беге на коньках. Все это и вошло в сюжетную канву «Чемпионов», за исключением лыж, которые легко спутать с биатлоном в монтажной чехарде. Доукомплектовали все серебряной медалью сноубордистки Екатерины Илюхиной. Но даже при таком раскладе авторы не смогли удержаться от того, чтобы выдать серебро за золото, приписав художественными средствами победу в эстафете российской сборной по биатлону. На экране все выглядит так: сначала Круглов-младший опережает всех в конце гонки. Затем телевидение показывает биатлониста с наградой высшей пробы на шее, который говорит в камеру: «Это не моё золото! Папа, я вернул тебе медаль!». Вроде речь идет о преемственности поколений, но на самом деле у Круглова-младшего на шее награда отца, которую он выкупил у коллекционеров. И совсем не важно, что это произошло спустя более чем полгода после Олимпиады в Турине, где в эстафете россияне были вторыми. Главное, чтобы у зрителей возникла правильная патриотическая волна. Ради этого не грех солнечного зайчика пустить на медаль Круглова, изображенного на постере «Чемпионов», чтобы цвет металла был неразличим. Хотя у серебряного призера Екатерины Илюхиной на картинке награда и без отсветов желтизной отдает. Медали у всех героев на плакатах одинаковые – со снежинкой и без олимпийской символики, так как МОК дает разрешение на ее использование не всем подряд.
Самой неоднозначной с точки зрения скандальности является включенная в киноальманах история победы Антона Сихарулидзе и Елены Бережной на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити. Россияне тогда выиграли с перевесом в один голос. Однако позже этот результат был опротестован ввиду давления на одну из судей, и организаторам пришлось вручать второй комплект высших наград канадской паре. Наши ярые патриоты в то время рвали и метали, обвиняя Запад в сговоре. Но спустя несколько месяцев в Италии арестовали криминального авторитета Алимжана Тохтахунова, также известного как Тайванчик. При прослушивании телефона обнаружилось, что Тохтахунов несколько раз звонил высокопоставленным чиновникам на тему обеспечения олимпийского золота для российской пары. Делом заинтересовалось ФБР, но Тайванчика в итоге не экстрадировали в США, где ему собирались предъявить обвинение.
Таким образом, золото Сихарулидзе и Бережной, при всем уважении к их мастерству, имеет скандальный оттенок. Меж тем, момент награждения наших фигуристов в «Чемпионах» не соответствует реалиям, как бы авторы ни кричали о внимании к малейшим деталям. В фильме пьедестал на церемонии заполнен, а наверху стоят две пары чемпионов. В действительности, больше никого из спортсменов на награждении не было, так как бронзовые призеры сочли повторную церемонию фарсом и отказались в ней участвовать. Также неоднозначной выглядит в фильме информация о проблемах с наградами, которую озвучивает представитель российского спорткомитета сразу же после катания пары. На самом деле маховик скандала развернулся на следующий день и у наших чиновников не могло быть никаких подозрений до этого срока, если только не какая-нибудь инсайдерская информация. И просто невозможно обойти вниманием фразу актрисы Розы Хайруллиной, сыгравшей тренера фигуристов Тамару Москвину. После выставления оценок соперникам россиян, она восклицает «Боженька все-таки есть!». Доподлинно не известно, о ком говорит актриса, знакомая широкой общественности по роли ханши Тайдулы из Золотой Орды. Но учитывая последующие события, высшей силы либо нет, либо она болела за канадцев не меньше, чем за наших.
Историю с конькобежкой Светланой Журовой трудно отнести к разряду откровений, но на фоне единичных побед ее биография вполне подошла для экранизации, по типу жития. Бывшая спортсменка сейчас имеет высокое положение в политических кругах. Еще во время съемок «Чемпионов» она была сенатором, затем стала депутатом Госдумы от «Единой России», где вошла в несколько комитетов. Поддержку кинопроекта со стороны таких значимых лиц нельзя сбрасывать со счетов. Сихарулидзе до недавнего времени тоже был депутатом и председателем комитета Госдумы по физической культуре и спорту на протяжении четырех лет.
Особенность производства «Чемпионов» в том, что они являются плодом труда целой киношколы, где в преподавателях ходят продюсеры Enjoy Movies. Талантливая молодежь, якобы, сама вызвалась разработать этот проект в рамках учебного процесса. Если это на самом деле так, то жаль, что начинающих кинематографистов еще до первых крупных шагов научили манипуляции и конъюнктуре. Иначе трудно объяснить, откуда взялись подлог и подмена в конечном результате. Вряд ли студенты киношколы могли додуматься до этого без преподавателей. Один эпиграф «Основано на реальных победах…» чего стоит.
Олимпийская территория стала у нас местом двойных стандартов, где приостанавливаются одни российские законы и вводятся другие. Вы можете не попасть на благословенную землю Сочи, если ваш родственник был на Болотной. Вам не светит насладиться помпезностью спортивных сооружений, общей стоимостью 642 тонны стодолларовых купюр, даже если несколько граммов на это взято из ваших налоговых отчислений. Поэтому не стоит удивляться лжи из кинореальности на фоне пустившего корни Министерства правды, — они одной природы. Как сказано устами ребенка в «Чемпионах»: «Мы Россия! Мы кого угодно победим!». Не верите? Смотрите Сочинскую олимпиаду!