Опыт неизбежного прочтения содержания картины
Фильм «Брестская крепость» начал победное шествие по экранам нашей Родины. Созданная к 65-летнему юбилею Великой Победы картина стала плодом совместных усилий братских народов – российского и белорусского. «Брестскую крепость» уже успели посмотреть высшие чины правительства, которые остались довольны результатом. Президент Белоруссии, Александр Лукашенко, высоко оценил уровень мастерства съемочной группы, а также актеров, принимавших участие в постановке. После демонстрации кинофильма в Минском кинотеатре «Центральный» он поздравил с успехом главу Телерадиовещательной организации Союзного государства Игоря Угольникова, который приложил немало стараний для того, чтобы обеспечить столь яркий результат. Президент Белоруссии выразил надежду, что его коллеги, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, также останутся неравнодушными к ленте. Москва услышала призыв Александра Лукашенко. 15 октября этого года Владимир Владимирович Путин, находясь на заседании Совета министров Союзного государства заявил следующее: «
Историю создания фильма сопровождают героические усилия и со стороны первых государственных лиц. Понимая, какая сложная поставлена перед ними задача, руководители наших стран задолго стали готовиться к увековечиванию памятной даты в союзном кинематографе. Это был первый опыт совместного кинопроизводства. Из российского бюджета в 2007 году на подготовку и обеспечение процесса съемок была выделена рекордная сумма – 225 миллионов рублей. Почти двадцать лет наша страна не могла себе позволить полностью оплатить расходы на какой-нибудь крупный фильм. За это время западные воротилы и космополитические олигархи обманом сумели добиться того, чтобы государство законодательно не имело право пойти на такой шаг. Однако законы союзного государственного объединения, превалирующие над местными, позволили обойти столь пагубную для нашего общества практику. Никто не посмел диктовать свою волю нашим мужественным кинопромышленникам. Над съемками трудились лучшие отечественные специалисты, работавшие бок о бок с белорусскими коллегами. На территории Брестской крепости были сооружены макеты зданий военного периода. Главным консультантом был назначен директор Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" генерал-майор Валерий Губаренко. Работая над сценарием, творческая группа отсмотрела сотни километров кинохроники, а также обработала десятки тысяч архивных документов. Атмосфера энтузиазма и радости охватила каждого, кто соприкоснулся с нашим героическим прошлым. Все от мала до велика с чувством глубокой ответственности подошли к этой волнующей теме, и она отплатила им сполна, открывшись с самой неожиданной и величественной стороны.
Главный герой картины, 14-летний сын полка Сашка Акимов, стойко сражается на протяжении всей обороны и остается в живых. Многие другие старшие товарищи мальчика погибают, не переставая защищать себя и место, где они находятся. Не дремлют немецкие диверсанты, отравляя воду бензином и выводя из строя электрогенераторы, но умные и отважные сотрудники НКВД разоблачают хитрости гитлеровских лазутчиков, не дав им сорвать оборону. Особенно старается лейтенант госбезопасности Вайнштейн, который, находясь на баррикадах, в перерывах между атаками, овладевает сложными танцевальными движениями, которые он ранее собирался посвятить товарищу Сталину. Плечом к плечу с остальными бойцами бегут в атаку представители малых народов Севера, вооруженные табуретками, которые можно, как выясняется, эффективно использовать в бою. А после боя чукчи и эвенки заводят свою песню, вспоминая павших товарищей. Героически ведут себя защитники Дома комсомольцев. Понимая, что патроны на исходе, они предпочитают умереть, но не сдаться в плен.
Кинокартина завершается сценой, призванной соединить наше время с героическим прошлым июня 1941-го. Повзрослевший Акимов, выживший в пекле войны, приводит своего внука к мемориалу защитников Брестской крепости. Вместе они находят высеченные в камни фамилии тех, кто участвовал в обороне. Молодое поколение должно знать свое прошлое. Однако можем ли мы с уверенностью утверждать, что послание картины дойдет до адресата? Не воспрепятствуют ли успеху этого процесса годы, что лежат между нами и героическими событиями? Ведь долгие годы благополучия притупили бдительность юного поколения, отбросив давние редкие всполохи войн на периферию нашего сознания. Задумаемся, что может увидеть в содержании фильма «Брестская крепость» молодой зритель, испытывающий постоянный прессинг со стороны западной пропаганды?
Перед юным посетителем кинотеатра предстает определенная модель поведения, которую он невольно примерит на себя. Этому процессу способствует красочный фон и эффектная подача содержания. Герои фильма, обороняясь, находятся в процессе постоянного сопротивления, причины которого не могут объяснить ни себе, ни зрителю. Отсюда следует вопрос и вытекающее из него утверждение: если люди против чего-то обороняются, значит так и нужно поступать. Но что делать юному поколению дальше с этой моделью поведения? Против кого им обороняться в реальной жизни? Так как олигархия изгнана с нашей земли, а оставшаяся реабилитировала себя сотрудничеством с властью, то она никак не подходит на роль врага. В нашем обществе ликвидированы все угрозы, начиная с оранжада и кончая оппозиционной журналистикой, работающей на чуждую нам идеологию ультранеолиберализма. Никто открыто не нападает на действующий строй, а он, в свою очередь, не находится в оборонительном положении. Приняв это во внимание, становится очевидным, что сознание юного зрителя неизбежно совершит кульбит, ставя себя на роль героического защитника собственных интересов, а в качестве противника обозначая власть. Именно в этом противопоставлении кроется вся драма и непрогнозируемый побочный эффект сюжета картины, при котором зрителю предлагают отождествлять себя с экранными героями, повторяя их модель поведения. Возраст тех, на кого рассчитан фильм, колеблется в диапазоне от 14 до 20 лет. Детство этого поколения приходилось на конец девяностых – начало двухтысячных годов. Ставя себя на место обороняющихся в фильме, они склонны будут воспринимать события своей жизни как уже приобретенный опыт защиты от противника. Дефолт 1998 года, пережитый молодежью в детстве, приобретет характер диверсии. Войны на Кавказе будут началом активных наступательных действий со стороны власти, жертвами которой стали многие старшие товарищи. Взрывы домов в Москве и других городах Родины будут сигналом к тому, что враг приближается, и надо усилить бдительность в обнаружении гексогена, что и произошло в Рязани. Смертоносным огнем охвачены подземные переходы и вагоны метро. Многие дома взрываются с предшествующим этому объявлением, – спустя небольшое время на этих местах вырастают другие, более современные неприступные евроблиндажи с хорошей охраной. Всюду ходят камикадзе-евсюковы, а личный автотранспорт противника, словно танк, может нарушать любые законы движения для обеспечения более смертоносного результата. Проезд по дорогам обложен данью. Попадание в плен лишает участника сопротивления шансов выбраться на свободу без выплаты неподъемной контрибуции. Все трибуналы врага пользуются источниками права только в личных целях. Любые протесты и апелляции бесполезны. Вас могут расстрелять, либо уморить во вражьих застенках.
Таким образом, кинокартина «Брестская крепость» потенциально опасна и несет в себе деструктивные элементы для общественного сознания. Просмотр картины целевой группой может привести к неизбежным ассоциациям, губительным для сложившегося порядка. В связи с этим предлагаю изменить содержание фильма на следующий вариант развития событий. Обитатели Брестской крепости после начала войны делятся на две группы. Одна из них, немного посопротивлявшись, решает бросить это занятие как бесполезное и уходит в неизвестность. Для данного развития событий даже не нужно будет снимать дополнительных сцен, достаточно лишь переозвучить один диалог. Другая часть людей, оказавшихся в крепости, идет в плен к немцам, и отправляется оттуда на работы по добыче полезных ископаемых – нефти и газа. Пленники живут хорошо, пользуясь благами западной цивилизации, и позднее их имена увековечивают в переписи. Для этого необходимо будет показать надписи на досках мемориального комплекса, в отредактированной финальной сцене (голову воина не показывать!). Повзрослевший и поседевший Сашка Акимов должен говорить своему внуку следующие слова: «Вот видишь сынок, чего мы добились за свою жизнь! Кровью и трудом добывали мы блага цивилизации, и теперь тебе продолжать наше дело! Будь достойным гражданином страны!» Финальную сцену, заимствованную из американского кинофильма «Титаник» необходимо оставить, сделав акцент на том, что все фигурирующие в ней лица живы, и испытывают на экране эйфорию от нефтяных паров. Для сохранения хронометража все многочисленные батальные сцены можно оставить. Немцев в этих эпизодах нужно заменить другими участниками обороны, для создания эффекта внутреннего противостояния. Монтаж должен быть в таком ключе, что люди борются друг с другом за возможность попадания в плен на более престижную работу, о вакансиях на которую объявляют по громкоговорителю.
Только в случае вышеприведенного изменения сценария власть может предупредить деструктивный момент, неожиданно закравшийся в действие. Прокат необходимо немедленно остановить, а кинокопии изъять! Только перемонтированный фильм способен изменить ситуацию. Иначе – социальный хаос и необузданная реакция зрителей, что мы уже можем наблюдать по первым реакциям.
Даль Параорлов