«Мы не только видим с их помощью, но и видим именно их и, в конце концов, только их. Фотография «создает» человека или пейзаж в том же самом смысле, в каком говорят, что газета создает событие. То, что мы видим, то, что мы воспринимаем и есть фотографии».
Ж.Делез. Френсис Бэкон: Логика ощущения.
Фотография конструирует для нас реальность, задавая и отражая в себе те или иные культурные коды. Она их эксплицирует с непроявленного негатива нашей повседневности, положения вещей и места человека среди всех этих вещей, и одновременно с этим, навязывая определенное восприятие реальности, что мы видим и как мы должны видеть мир сегодня. Работы, представленные на Фотобиеннале 2012 в ЦВЗ «Манеж», есть приближение к реальности, к запечатленному моменту. Кажется, будто фотография сегодня отказывается от кандалов символизма, уводящих в глубину, и предпочитает оставаться на поверхности реального. Фигуративность и репрезентативность – основные ее механизмы осуществления: она не претендует на многоплановость, интертекстуальность – только факт того, что есть, что было, факт опространственного времени памяти. Можем ли мы за счет этого регистрировать факт отчуждения человеческой памяти и, возможно, даже восприятия от него самого?
Проект «9 глаз Google street view» Джона Рафмана представляет собой серию стоп-кадров непосредственной жизни Америки, скорее проявление ее девиантных элементов, которые смогли быть схвачены камерой Google. Попытка остановить момент, попытаться что-либо обнаружить в бесконечном потоке все ускоряющегося течения информации, людей, действительности, выражаемая в этой серии, демонстрирует, с одной стороны, расширение человеческого восприятия посредством органов чувств до пределов всего мира, скорее до сферы досягаемости девайса google, а с другой, все больше отдаляют от нас самих, ведь достигнутая при этом объективация памяти перестает быть причастной личностному внутреннему опыту, которого, кажется, уже не существует: по крайней мере, эта серия работ говорит в пользу того, что личный взгляд художника тоже растворяется в всепоглощающей действительности: его задача лишь зафиксировать происходящее, нажать вовремя стоп-кадр или кнопку спуска фотоаппарата. Человек исчез, он проявляет себя лишь в попытках неким образом заточить действительность в более устойчивые формы. А действительность есть не более чем совокупность культурных кодов или тех клише, сквозь которые и просвечивается для нас реальность посредством в том числе фотографий. Поэтому многоплановость переносится из области содержания предметов искусства в саму реальность, последняя начинает приобретать за счет этого определенную художественную ценность, которую остается лишь интенсифицировать в рамках фотографии.
Серийность фотографии есть имитация подвижности, которая в сегодняшнем мире довлеет над состоянием покоя, к которому, несомненно, присутствует особая интенция, проявляемая в фотографии как в попытке остановить мгновение, но которая поглощается потоком непрестанной смены. «Бесстрашный гений. Цифровая революция в силиконовой долине 1995-2000» Дага Меньюза – запечатление «внутренней кухни» свершений Apple и Adobe System сквозь лица, повседневность людей, которыми осуществлялся определенного рода культурный переворот современности: буквально заключая себя на протяжении нескольких лет в стенах офисов, своими достижениями они расширяли возможности современного человека, обозначив его уже полностью включенным в эру информационных технологий. Одна тема, одно событие, включающее определенную группу лиц, которыми оно связано, осуществляемые ими действия или ландшафт, на фоне которого все происходит – все это может являться основой осуществления серии фотографий: невозможно ограничить представляемое в рамках одного изображения, будучи отражением реальности, лишенное вкладываемым внутренним содержанием символизма, оно приобретает свое значение, наделяется смыслом лишь в контексте серии. Безграничное, бесконечное – эти определения проходят красной нитью сквозь все человеческое существование: расширение «Я» человечества во времени посредством осуществленной объективации памяти, в пространстве – ощущение присутствия за счет множественной повторении действительности в разных планах, что достигается в серии. Умаляет ли тогда серия ценность фотографии как единичности? Ведь невозможность быть оторванной от контекста, вследствие возможной обесмысленности фотографии, говорит о смерти фотографии как единичности, утверждая ее возможность лишь во всеобщности, но, с другой стороны, если вспомнить первобытные наскальные рисунки из пещеры Ласко, то там тоже имеет место серийность в том смысле, что можно обнаружить некоторую сюжетность, или ту же Сикстинскую капеллу Микеланджело, там везде наличествует серия как связность сюжетность, но в то же время не происходит художественное умаление ценности отдельных элементов. Определение современной фотографии как лишенной авторского взгляда ограничивается лишь сферой, если можно так сказать, содержания, в том смысле, что последнее диктуется и навязается реальностью, лишь преломляемой в границах изображения, форма же, включающая в себя по большей части техническую сторону дела, остается во власти художника. Но здесь происходит определенного рода зависимость: если фотография имеет своим объектом реальность, то она и задает способ своего репрезентирования, но имеет случай и факт ухода от нее посредством преобразования формой содержания, доминанты художественного восприятия. И в данном случае имеет место художественная фотография, например, работы А. Родченко, которые постановкой и точкой зрения производят искажение реальности, и лишь посредством этого возможности ухода от нее и порождения новых смыслов из самой единичности. Современная фотография демонстрирует скорее доминанту реальности в связи с чем, мы лишь удваиваем вокруг себя действительность посредством фотографии, может вследствие того, что не успеваем ее распознать в движении, поэтому нам раскладывают ее в виде серии стоп-кадров, или потому что человек растворен тем самым в этой объективности, в результате чего не может без воспроизведения существующей, произвести собственную реальность.
Определенного рода интертекстуальность и в результате этого символичность можно проследить в представленных сериях работ Алинки Эчеверрии «Путь на Тепеяк», в своих фотографиях изображая обезличенных путников, идентифицирующих себя лишь с атрибутами паломничества к Деве Марии, и Алекса Сота «Безжалостная красавица. Опыт сравнительного прочтения», работающий в своих изображениях с аллюзиями на Джона Китса в образах женщин. Первое – это работы чистой знаковости, и кажется, что связь с реальным здесь минимальна, и именно серия, их объединяющая сюжетно, есть мост, опрокидываемый в действительность. Фотографии Алекса Сота есть раздробленный на множества лиц портрет женщины современности, навеянный стихотворениями Джона Китса. Последние две серии представляют собой попытку прорыва сквозь действительности посредством символизации и означивания атрибутов реальности, но каждая отдельная фотография лишь фрагмент, единичность, причастная всеобщности серии, или же реальности.
Современная фотография есть явление, непосредственно встроенное в действительность посредством репрезентации различных культурных кодов, формирующих клише восприятия мира. И Фотобиеннале 2012, по крайней мере, работы, представленные в ЦВЗ «Манеж», утверждают человека, растворенного и размытого до уровня контекста, обладающего теперь в связи с этим самостоятельной художественной ценностью, который остается лишь запечатлеть в серии фотографий.
Мария Гурьянова