Печатные и электронные СМИ пестрят сообщениями о терактах и катастрофах, на телевидении репортеры донимают жертв насилия или природных бедствий. Трудно престать бояться окружающей нас агрессии. Ведь кажется, что в любой момент может произойти взрыв или авария. Выставка «Checkpoint», название которой можно перевести, как «контрольная точка», повествует о схожих вещах. «Checkpoint» – точка кипения, до которой дошли 12 молодых художников и решили высказаться на тему восприятия современного мира.
Первое, что видишь при входе в белое обшарпанное помещение Проекта «Фабрика», – это «Атомный взрыв-1» и «Атомный взрыв-2» Александра Погоржельского. Они, как разноцветные пауки, расправляют лапы. Этот фиолетовый взрыв в атмосферу не пугает, скорее завораживает и заставляет задуматься. Примечательно, что «Атомный взрыв – 1» выбран в качестве фона для афиши выставки. Представлен мир, где существуют завораживающая опасность и прогресс уничтожающего оружия. Диана Мачулина, картины которой тоже можно увидеть на выставке, в одном из интервью сказала: «Город совсем перестал быть интерьером, игровой комнатой для детей, утратил уют. Все мое детство мы провели на улицах, а у моего ребенка этого уже не будет. Уже нет пространства, в которое можно выпустить ребенка, и ему будет интересно и безопасно». Все меньше пространства, где совершенно безопасно.
Но ее работы несколько о другом – о заброшенности, разрушении, которое несет за собой прошлое: чистый туалет – только вместо ручки слива железка с пробкой; светлый чудный бассейн, покрытый травой – настолько зарос. Со временем люди что-то забрасывают и радостно приспосабливаются, не замечая разрушений. Так бассейн превращается в клумбу. Руины – не всегда результат тотальной деструкции. В постепенном разрушении нет угрозы. Но, если какие-то вещи становятся нам безразличны и мы их забрасываем, то к заведомо ненужным вещам мы почему-то стремимся.
Есть фраза, которую цитируют в соцсетях: «Чем больше общаюсь с людьми, тем больше понимаю, что большинство из них хочет стать самыми богатыми трупами на кладбище». К теме бессмысленности индивидуальной гонки за приоритетами обращаются Таисия Короткова и Вика Бегальская. «Тяга» Т.Коротковой изображает «Сизифов труд». Двое сильных мужчин на огромном спортивном поле одни, они толкают неподъемные колеса, снятые по меньшей мере с грузовика. Соревнования у них такие – «пробег» с колесом больше тебя ростом. Мы часто стремимся к целям, достижение которых не приносит ничего, кроме потери времени и усталости. Очень контрастирует с идеалистическими картинами советского периода, где мощные мужчины и девушки несутся по беговой дорожке ради общей победы и светлого будущего.
Вику Бегальскую интересуют более жестокие соревнования – в роли ее «Гладиаторов» выступают черно-фиолетовые псы, за которыми наблюдают голубые женщины. Они голые, схематичные, что добавляет картине жестокости. Насыщенные цвета – розовый, голубой, фиолетовый – бьют в глаза. Но странное чувство разнузданного веселья, страшной вакханалии примешивается к ощущению открытой агрессии. Женщины (очень отдаленно, конечно) напоминают красных танцоров Матисса, что двигались в хороводе на ярко-синем фоне. Здесь же единая группа женщин с интересом смотрит сверху за дракой животных. Художник Анатолий Осмоловский, курировавший выставку В.Бегальской «Стыд», сказал о ее картинах следующее: «Это не одиночество, а проблема свободы, разрыв определённых ханжеских условностей». В «Гладиаторах» показана – как сказала однажды Вика о своих работах – «искренность» женщин, «граничащая чуть ли не с детской наивностью, то есть некое преодоление условностей». Синие мифические женщины, голые – раскрепощенные, совершенно по-разному смотрят на собак.
К советскому прошлому отсылают не только картины Таисии Коротковой – Владимир Потапов пробует переосмыслить прошлое, а образы Егора Кошелева чем-то напоминают людей с картин Александра Самохвалова. Представьте несколько слоев оргстекла, они висят на одном уровне, на равном расстоянии друг от друга и на каждом из слоев нарисован свой фрагмент. Если смотреть на картины Владимира Потапова, стоя ровно перед ними, то фрагменты складываются в трехмерное изображение. Но стоит только отойти в сторону и лицо деревенской бабушки с «Unite № 6» распадается. Если же подойти слишком близко, то становится видно, что взгляд пожилой женщины столь глубокий, благодаря тому, что глаза написаны на втором слое. «Лицом к лицу, лица не разглядеть – большое видится на расстоянии». Его «Фашист пролетел» написана в той же манере. Черный человек в фуражке на ускользающей поверхности черных точек. Страшно и зловеще, но этот образ остался в нашем сознании – советский период, война современным обществом не отрефлектированны. «Давид» Егора Кошелева вызывает восхищение и страх. Сильная, широкоплечая женщина, как на советских плакатах, уверенно поставила ногу на голову статуи. И статуе это совсем не по душе – губы искривлены, брови нахмуренны. Мускулистая женщина в шлепанцах побеждает великое искусство, уничтожая его. У А.Самохвалова его «Спортсменка», «Девушка в футболке» олицетворяли силу государства. У Е.Кошелева его женщина убивает прекрасное.
Еще страшнее смотреть на хоррор-картины талантливой Юли Заставы. Ощущаешь внутреннее родство с фильмами Игоря Волошина. Советские мальчик и девочка в новогодних костюмах стоят на костях, фон – сгоревшая бумага – такова картина «Королева зубов и ногтей». Как и Ивана Плюща у Заставы запечатлены моменты былого, где было место пугающей несвободе. Лицо человека с картин И.Плюща размывается. Как у Дали на фантастическом фоне является ускользающая сущность. Краску с картины Плюща словно сдувает невидимый ветер, превращая лицо человека в призрак.
Не столь пессимистичны картины Тимофея Караффа-Корбут, его животные нарисованы, как разноцветные силуэты и напоминают наскальную живопись. Глядя на эту простоту цвета, настроение поднимается. И хочется бежать на следующую выставку – «Утомленные Шапито-шоу». Скрыться от окружающей агрессии нельзя, ее давление периодически чувствуешь на улице, в супермаркете или метро, но забыть о ней иногда хочется, иначе можно сойти с ума.
Поклонникам фильма понравится ходить по пустым комнатам. Свет приглушен, играет рок, сверкает иллюминация. Портреты участников съемочного процесса развешаны за кулисами. Маски и куклы из папье-маше парят над людьми. Это работы Риммы Хадиевой – девушки с ДЦП. Девушка в душе панк, любит дискотеки, она помогала на съемках фильма. У картин мощная энергетика жизни и радости вопреки.
Каждая из выставок заставляет задуматься. После них не хочется уходить с площадки Проекта «Фабрика». Хочется бродить по коридорам, где над головой висят трубы, стащить один из журналов об искусстве и погулять по внутреннему двору. Здесь поле, на котором сконцентрирована энергия свободы. Наверное, поэтому тут проходят выставки на актуальные, волнующие темы. В Проекте «Фабрика» талантливым людям хочется говорить правду.
Анна Киселева