
Мчатся машины, догоняя друг друга, пахнет бензином и выхлопом. По тротуару мимо «кофе-хаузов» спешат люди, а из магазинов орет музыка. Картинки, звуки и запахи меняются в долю секунды. Существуя в ритме города, мы не обращаем внимания на то, сколько человек пробежало рядом с нами в метро, не запоминаем их лиц. Миллиарды микровпечатлений застревают в нашем сознании, формируя отношение к жизни, внутренний мир и привычки. Встраиваясь в систему социума, мы не замечаем, как пыль города незаметно оседает в нас, да и каждый наверняка чувствовал себя хоть раз пылинкой на густонаселенной планете Земля. Художники и ученые решили разобраться с понятием «пыль», рассмотреть его с метафорической и научной точек зрения, а результат их исследований можно увидеть на выставке, которая так и называется «ПЫЛЬ». Проходит она в рамках совместного проекта LABORATORIA Art&Science и Австрийского Культурного Форума в небольшом помещении Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я. Карпова.
При входе в белое помещение посетители могут споткнуться о железную ступень. Но если встать на нее, она прогнется под вашим весом. Испуганно соскакивать сразу не стоит, в этом нет ничего страшного – просто группа екатеринбургских художников «Куда бегут собаки» таким образом решила взвесить и узнать, как много пыли сгребется на выставку. В советском мультфильме про козленка, который умел считать, всех только раздражал его навык. Здесь, несмотря на то, что посетителей ассоциируют с пылью, взвешивание не вызывает неприятия.На второй день выставки оказалось, что в «Лабораторию» заглянуло около 42065.14 килограммов. Посмотрев на такие цифры, невольно задумаешься: много незнакомцев приходило-уходило и никому ведь не интересно, кто были эти люди, важна лишь статистика. Не расстраиваясь, с мыслью «И меня посчитали!» можно пройти к следующим экспонатам.
Среди пыльных работ есть «Пыль мозга» Сергея Шутова. Нет, это не шутливый диагноз от художника пациентам. Если «Куда бегут собаки» отождествили всех с пылью, то это еще не значит, что, по мнению Шутова, у окружающих проблемы с разумом. Но всё-таки болезнью «пыль мозга» страдают все. И, пожалуй, это приятная способность человека самому себе вызвать иллюзию. Стоит вам только закрыть глаза, чуть надавить на них пальцами, и вам «погрезится» множество фосфенов. Сергей Шутов попытался воссоздать то, что ощущает человек, заглянувший внутрь себя. Женщина из телевизора на вопрос «что ты сейчас видишь?», отвечает: «ну не знаю», потом все-таки начинает описывать грезы и на экране появляются звезды – красные, синие, всякие. У каждого человека внутренний космос совершенно отличается от всех остальных. Исследование внутреннего пространства с помощью специальных приборов, стимулирующих мозг, завораживает. Хоть человека всегда и воспринимали по-разному: во времена ренессанса, как равного Богу, в эпоху барокко, как одного из тысячи таких же на Земле, – нельзя отрицать очевидного – люди разные. Сколько психологи ни будут пытаться распределить всех по категориям, внутренние космосы сангвиников не окажутся одинаковыми. Чтобы убедиться в этом еще раз, всего лишь стоило заставить людей надавить себе на глаза и подключить датчики к голове.
Но только вы успеете обрадоваться за всех индивидуальностей в мире, как объединение «Вверх!» тут же вас заставит вернуться в реальность. В их видеоинсталляции представлено множество роликов с просторов интернета. Только уменьшены они до пикселей и собраны в одну постоянно меняющуюся картину. Впрочем, можно взять лупу и попытаться посмотреть хотя бы один в этом хаосе минисюжетов. Гораздо интересней попасть в темную комнату, где представлена «Серенада пыли» Дитмара Оффенхубера, Маркуса Деккера и Оркана Телхана. Звуковая волна, преобразуя частицы уличной пыли на своем пути, оживляет их. Эта интерактивная инсталляция реконструирует акустический эксперимент XIX века физика Августа Кундта, с помощью которого он измерял скорость звука в газах. Наблюдение за движениями в светящихся стеклянных трубах доставляет эстетическое удовольствие. Вспоминаются книги фантастов – например «Лунная пыль» Артура Кларка. Лунное свечение труб как раз наводит на мысли об этой повести. По сюжету книги пылеход с экипажем из-за «лунотрясения» провалился в лунную пыль. Пыль же в трубах австрийских художников невраждебна – она движется в изолированном пространстве. Наверное, не просто так выставка открылась в День Космонавтики – 12 апреля. Если вначале мы узнавали о космосе и хаосе, то потом нам представляют поэтапное изучение этих пространств и понятий.
Проигрывают на фоне инсталляций только картины Александры Паперно – их видишь сразу, зайдя в следующий зал. Они сделаны по специальной технологии нанесения краски на рисовую бумагу, на которую крепится другой полупрозрачный слой рисовой бумаги, – почему-то рядом с инсталляциями они кажутся бессмысленным серым туманом, несмотря на всю сложность исполнения.
Но потом замечаешь технологическую инсталляцию Хервига Вайзера «Zgodlocator» и долго уже не можешь отойти от нее. Здесь пыльное месиво переводится в индустриальные звуки. Напротив незатейливых картин Александра Лунгина (сына режиссера Павла Лунгина) с разрушенными, недостроенными зданиями стоит прибор – под стеклом два круга (как две пластинки), в одном из которых частицы редких металлов из микросхем, во втором – магнитная жидкость, и подо всем этим скрыта магнитная платформа. Поворачивая любой из четырех рычагов, можно вызвать либо изменение в пылевом пространстве с частицами металла, либо пустить круги по магнитной воде. Всё это сопровождается изменением звука, скрежетом. Чувствуешь себя ди-джеем, составляющим музыкальные композиции для альбома «Город».
Второй зал выставки еще более интересен для посетителей, здесь можно самому поучаствовать в процессе изучения пыли. Пыль сопоставима с прахом, в который превратится каждый в конце своего жизненного пути. Можно услышать мелодию жизни. Бартоломеус Траубек решил на виниловом проигрывателе вместо пластинок послушать срезы дерева. Считывающая кольца видеокамера превращает время в музыку. Это сродни нашим аудио- и видеозаписям – только воспроизводятся эпизоды из жизни дерева, записанные на его годовых кольцах.
Криста Зоммерер и Лоран Миньоно, напротив, не собираются реинкарнировать подлинность звука. Для них гораздо важнее шум, в который превращаются наши речи и песни. Произнесенные слова остаются в памяти, иногда звучат в мыслях, как эхо, но далеко не все могут вспомнить подробности недавнего разговора (например, посторонние звуки – чирканье ножницами, голос диктора и т.п.). Получается, что от наших диалогов остается лишь пыль, осевшая в памяти. Об этом инсталляция «Шум и дым». Выглядит она совершенно просто: советский телефон с вращающимся диском. Когда берешь трубку, то слышишь только неразборчивое эхо твоих слов, которые будто поднимаются в воздух, превращаясь в дым. Наши слова порой настолько пустые и легкие.
Под конец будет предложено подслушать. За приоткрытой дверью кто-то постоянно кашляет и чихает от пыли, что-то вытирает и чистит. Слышно тех, кому непосредственно приходится соприкасаться пылью, с простой, привычной нам пылью, которую мы вытираем со шкафов и комодов. Так пыли возвращается ее простое бытовое значение. Это P.P.S. 2012 Ольги Чернышевой на прощание посетителям.
Покидая выставку, случайно замечаешь надпись у выхода: «подлинная свобода в жесточайшей логике развития, все остальное – произвол». Это высказывание Анатолия Осмоловского написано пылью, и кажется, что его легко может сдуть ветром сквозняка. Хочется снова запрыгнуть на весы екатеринбургских художников, добавив еще пыли в счетчик. На улице снова машины, снова все куда-то несутся, не замечая ничего вокруг. Снова встраиваешься в ритм и вдыхаешь выхлопной воздух. «ПЫЛЬ» уже осела в сознании и памяти. Возможность исследовать ее повторно есть до 15 июля.
Анна Киселева
Галерея Laboratoria Art & Science Space, Обуха пер., д. 3