
Помню, во многих детских журналах вроде «Мурзилки» были загадки из серии «найди 10 отличий», наверняка они распространены и сейчас. Очень простые загадки, процесс «отгадывания» занимал не больше минуты, но поиски незаметных с первого взгляда различий всегда вносили в такие задания что-то необъяснимо увлекательное.
Экспозиция открывшейся в Государственном музее истории ГУЛАГа выставки «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху» построена по сходному принципу: рядом с оригиналами представлены поздние репродукции фотографий, – только вот поиск решений этих задач занял не один год.
Автор выставки Дэвид Кинг – независимый дизайнер, журналист, фотограф, составитель фотоальбомов об истории Советского Союза, обладатель одной из крупнейших частных коллекций советского искусства. Впервые приехав в СССР в 1970 году для работы над одним из редакционных проектов Дэвид Кинг, к своему удивлению, обнаружил, что в читальном зале Архива кино- и фотодокументов нет ни одной фотографии Троцкого: «В тёмно-зелёных коробках с литерой «Т» лежали сотни портретов известных русских: Толстого, Тургенева и других – только не Троцкого. От него не осталось и следа. И тогда я решил восстановить справедливость».
С этого момента на протяжении 40 лет Дэвид Кинг занимался поисками оригинальных снимков: в 1920-1930-е гг.Коммунистический Интернационал в целях пропаганды советского режима поставлял на Запад много визуальных материалов, в 1970-1980-е гг., в связи с изменением политической обстановки в СССР, на Запад проникает большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, книг. Эти материалы, найденные на книжных рынках и в букинистических лавках, и составили личный архив Дэвида Кинга.
С 1999 года экспозиция выставлялась в Вене, Милане, Берлине, Вашингтоне, Будапеште. В России же фотографии демонстрируются впервые. Местом проведения стал Музей истории ГУЛАГа, здесь представлены 150 документальных экспонатов из архива Дэвида Кинга. Экспозиция занимает два зала первого этажа, подвальное помещение и цокольный этаж аварийного здания на Петровке. На первом этаже размещены материалы, охватывающие период со времени становления Советской республики до 1935 года. Здесь также представлены дореволюционные фотографии, которые подверглись обработке позднее. Так, на фотографии, сделанной в феврале 1897 года на Собрании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», присутствуют все участники созданной Лениным и Мартовым группировки. Ниже помещен вариант фотографии 1939 года – всё те же лица, отсутствует только Александр Малченко. После ссылки Малченко отошёл от революционной деятельности, а в 1930 году он был казнён по ложному обвинению во «вредительстве». Малченко вновь появится на фотографии только через 30 лет, после реабилитации в 1958 г. Здесь же представлены другие образцы советского «фотошопа» – красивый, но практически неузнаваемый Ленин, в парике и без бороды. Рядом фотография того же года, где вождь пролетариев запечатлен без прикрас (это изображение проскользнуло в печать лишь однажды). Здесь же портреты Сталина, тоже претерпевшие «ряд «волшебных» изменений.
В залах цокольного этажа представлены экспонаты, относящиеся к новому периоду политических репрессий: с 1935 года жертвами «генеральных чисток» ВКП(б) становятся не только «классовые враги» и «буржуазная интеллигенция», но и бывшие соратники по партии (Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев и др.). Здесь экспонируются снимки из архивов обычных советских людей того времени, которые просто зачёркивали фотографии родственников и людей, перешедших в разряд «врагов народа». Основное место занимают фотопортреты из альбома «Десять лет Узбекистана» известного советского фотографа Александра Родченко.
Хронологический порядок расположения печатных материалов и снимков, их пространственная организация способствуют усилению восприятия увиденного: начиная спускаться от ура-революционных кадров в залы полуподвала, первое, что ощущаешь, – холод. Низкие потолки и дверные проходы, небольшие помещения, со стен которых на тебя смотрят десятки черных пятен: альбом вышел в 1934 году к десятой годовщине советской власти в Узбекистане. В 1937 г. в результате очередной «большой чистки», многие руководители республики были расстреляны, госзаказ превратился в нелегальную литературу, а Александр Родченко вынужден был собственноручно замазать слоем чёрной туши некогда сделанные им же пропагандистские портреты.
Эта выставка – попытка возродить историю Советской России на основе истории фальсификаций. Идея удаления людей с фотографий, вычеркивания из памяти и из официальной истории при Сталине оказалась ничуть не менее востребованной, чем физическое уничтожение неугодных. Так, у детей Бухарина не осталось ни одной фотографии с изображением их отца.
Советские лидеры не изобрели фальсификацию: конструирование реальности, исторические мифы существуют на протяжении всей истории государственной власти, да и в наше время найдётся немало примеров переписывания истории. На открытии выставки 2 апреля основатель музея, прошедший сталинские лагеря, историк и публицист Антон Владимирович Антонов-Овсеенко отметил, что и сейчас разоблачение сталинского режима актуально: «Пытаются поднять Лысенко на щит! Главного виновника гибели Вавилова». Также Антон Владимирович подчеркнул необходимость возрождения интереса к истории в школах: «В школах сейчас воспитывают равнодушие к прошлому, к настоящему и равнодушие к человеческой жизни. Эта выставка – большая победа не только мистера Кинга, но и наших сотрудников, которые удачно это интерпретировали».
Хорошо бы, уже сейчас дети приучались интересоваться такими историческими «загадками».
Дарья Бурлакова