В 1941-м войска Италии и Германии вторглись в Грецию и захватили эту страну. Военная оккупация длилась 4 года и за этот период погибли 250 000 греков. Многие умирали долго и мучительно. Около 40 000 от голода только в одних Афинах. И чтобы нанести Греции еще больше ран – нацисты вывезли из страны ценные археологические артефакты и вынудили Банк Греции выдать им миллиардные займы, которые Берлин так никогда и не выплатил.
В понедельник Афины сделали официальный запрос с требованием военных репараций от Германии и впервые назвали сумму, которую они желают получить (279 млрд евро или 303 млрд долларов), рассчитанную центральными бухгалтерскими ведомствами Греции.
Возможно случайность, но почти столько же составляет государственный долг Греции, который сейчас превышает 320 млрд евро.
Это случилось через два месяца после выборов, на которых победила левая коалиция СИРИЗА. Разоренная Греция сейчас сгибается под тяжелым бременем мер экономии, навязанных ей МВФ и ЕС в качестве условий международной финансовой помощи, предоставленной Афинам в 2010-м, что позволило стране избежать банкротства.
На такое совпадение сразу же обратили внимание законодатели Германии: «Им не удастся выплатить свои долги за счет немецких облигаций Второй мировой войны», – с насмешкой заявил министр финансов Германии Вольфганг Шёбле месяц назад, когда Афины только начали вновь поднимать тему о репарациях. «Вероятность равна нулю», – вторит ему вице-канцлер Германии Зигмар Габриель.
Десятки лет сменявшиеся правительства Греции пытались получить из Берлина компенсации и подавали иски в греческие и международные суды, однако добиться так ничего и не смогли.
Но на прошедшей неделе новый парламентский комитет, организованный правительством коалиции СИРИЗА, выступающей против мер экономии, начал работу, руководствуясь четким стремлением востребовать долги с Германии, в том числе репарации периода Второй мировой войны. Греческий премьер-министр Алексис Ципрас обвинил Берлин в том, что тот прибегает к различным «юридическим хитростям», чтобы избежать выплаты компенсаций.
Греческие министры становятся в последнее время все более резкими в требованиях компенсаций. Министр юстиции Никос Параскевопулос грозит арестовать активы Германии в Греции, в том числе взять под контроль немецкий археологический институт в Афинах.
Греция, в частности, желает, чтобы ей выплатили с процентами кредит в 11,2 миллиардов долларов, к которому в свое время центральный банк Греции вынудило правительство Гитлера. Афины также хотят, чтобы Германия вернула похищенные археологические ценности. Более 80% греков, по данным недавних опросов, согласны с тем, что их страна должна взыскать с Германии с процентами долги периода войны.
Германия же своей стороны отказалась обсуждать вопрос о репарациях: «Мы не будем вести переговоров с греками», – решительно заявил Мартин Йегер, пресс-секретарь министерства финансов Германии.
Однако некоторые немецкие парламентарии не разделяют политику сторонников Ангелы Меркель. В марте этого года депутат от СДПГ («младшего» партнера по правительственной коалиции) выступила в поддержку требований Греции. «Это касается признания факта крупной несправедливости, совершенной в отношении Греции», – заявила Гезин Шван, глава комитета по ценностям СДПГ, в интервью журналу «Шпигель». Фактически Германия уже выплачивала Греции относительно небольшие репарации, однако они практически всегда лишь провоцировали еще большие разногласия. В 1946-м на парижской конференции по репарациям Греции вместе с 23 странами присудили компенсации за нанесенный в ходе войны ущерб, но Афины заявили, что эта сумма не была выплачена в полном объеме. Когда в конце 1940-х Советский Союз стал продвигаться на Запад, вовлекая Восточную Германию в свою сферу влияния, бывшие союзники по коалиции прекратили попытки взыскать репарации с Берлина.
В 1960-м Западная Германия выплатила 115 миллионов марок Греции (последний зафиксированный курс марки к евро в 1999-м был 1,96:1). Это были просто крохи от того, что требовала Греция, однако тогда условием выплаты был отказ Греции от дальнейших притязаний на компенсации. Сейчас Греция заявляет, что та сделка была не окончательной, поскольку выплаты не покрывали ущерб, нанесенный инфраструктуре страны, и прямые компенсации за военные преступления Германии.
Греция вновь вернулась к рассмотрению вопроса о репарациях в 1989-м – после того как рухнула Берлинская стена, но в 1990-м (после объединения) Германия и ее бывшие противники подписали договор в формате «Два плюс четыре» или «Договор об окончательном урегулировании и уважении к Германии», по которому союзники отзывали претензии к Германии, предоставляя ей полный суверенитет. По мнению Берлина, это списало все военные долги Германии, однако Афины не согласны с такой интерпретацией.
И 18 марта одна немецкая пара демонстративно приехала в Грецию, чтобы внести свой личный вклад.
Приехав в город Нафплион, они пришли в городскую администрацию, чтобы передать чек на 875 евро. «Они зашли в мой офис вчера утром, сказав, что хотели бы, вопреки позиции своего правительства, внести свой вклад», – заявил мэр Нафплиона Димитрис Котсурос. «Они подсчитали, и получилось, что каждый немец должен 875 евро в счет тех кредитов, к которым Грецию вынудили в период войны».
Новые требования компенсаций происходят на фоне роста напряженности между Грецией и Германией в связи с условиями финансовой помощи 2010-го (в чем Берлин играл важнейшую роль) и опасений по поводу того, что Греция может не рассчитаться по кредитам. Греческий министр финансов Янис Фаруфакис недавно обвинил Европу в том, что она использует сложившуюся ситуацию в своих целях, возлагая «крупнейшие в истории долги на самое слабое свое плечо – на греческих налогоплательщиков».
Согласно недавним опросам, почти половина немцев хотят, чтобы Греция вышла из Еврозоны. Однако в ближайший четверг Греция должна будет выплатить 448 миллионов по кредитам МВФ.