Еврейский марксист, обвиненный нацистами в «порочащих высказываниях», привлечен к суду. Мы в Германии 1933 года? Вовсе нет: все это происходит в «демократическом» (со множеством кавычек) государстве Греция в 2013. Обвиняемого зовут Савас Михаил-Матсас, это блестящий интеллектуал и лидер одной из греческих левых, революционно-марксистских организаций.
Савас Михаил-Матсас — удивительный человек и неподражаемый мыслитель: греческий левый антисионист и интернационалист, автор большого числа работ, не поддающихся точной классификации: это нечто среднее между литературой, философией и классовой борьбой, невероятно оригинальные и живые тексты. Первое, что производит впечатление на читателя, — огромный кругозор Саваса: он знаком с Библией, Талмудом, Кабалой, древнегреческим театром, европейской литературой, современной французской философией, современной греческой поэзией, Гегелем и Марксом — не говоря о Троцком, его главном политическом вдохновителе — и этот список можно продолжить.
Одно из уникальных свойств мысли Саваса — стремление заново интерпретировать марксизм и революционную теорию в свете иудейского мессианства и мистицизма, ровно как и наоборот. Это изобретательный и парадоксальный эксперимент, принадлежащий — как и работы Эрнста Блоха и Вальтера Беньямина, двух любимых авторов Саваса — миру религиозного атеизма, или, если хотите, мирского мессианизма.
Эти идеи впервые оказались в центре внимания в замечательном сборнике эссе, опубликованном в 1999 — «Фигуры мессианства». Последняя книга Саваса — «Голем: о субъекте и других фантомах» — еще один пример такого религиозно-атеистического, иудеомарксистского подхода. Это сборник эссе, в которых речь идет не только о легендарном Големе, но также о Кафке, о Гельдерлине, Лакане, Филиппе Лаку-Лабарте, Гегеле, Марксе, некоторых современных греческих поэтах, таких, как Андреас Ембирикос. Книга построена на уникальном взаимопроникновении иудейского мистицизма, литературы (греческой и мировой) и революционного марксизма.
Савас Михаил-Матсас никогда не скрывал свои антифашистские убеждения, а в последние годы неустанно разоблачал деятельность греческой неонацистской организации «Золотой рассвет», которую следовало бы называть «Кровавый рассвет». В 2009 году эта организация, открыто и настойчиво позиционирующая себя как наследника Третьего Рейха, инициировала судебное дело против огромного количества активистов всего греческого левого и крайне левого движения, а также против различных мигрантских организаций, культурных групп и некоторых независимых фигур. Решением прокурора? Назначенного неолиберальным правым правительством? Все перечисленные были вызваны на допрос в 2012. Никто не пришел, но все представили через адвокатов свои письменные показания, в которых ответили на вопросы и отвергли обвинения.
Изучив эти документы, прокурор решил привлечь к суду только пару из двух десятков людей, обвиненных неонацистами: Саваса Михаил-Матсаса и бывшего декана Политехнического университета Константиноса Мужуриса, обвиненного в том, что позволил Индимедии, альтернативному социальному медиа, использовать для своих программ серверы университета. Савас Михаил-Матсас же был обвинен неонацистами в клевете, поскольку назвал их преступниками, в «подстрекательстве к насилию», поскольку призывал к борьбе с фашизмом, и в «подрыве гражданского согласия» за памфлет с призывом к выступлениям против «Золотого рассвета». Тем временем греческие неонацисты развязали ожесточенную антисемитскую кампанию против Саваса Михаила-Матсаса, называя его «агентом мирового еврейского заговора против греческой нации, стремящегося развязать гражданскую войну и установить иудео-большевистской режим». Есть ощущение зловещего дежа-вю.
Дело уже, разумеется, вызвало многочисленные протесты в Греции и Европе, и тем не менее суд состоится. Процесс этот важен потому, что на нем будет решаться не только судьба обвиняемых, но и сама возможность антифашистских высказываний в Греции в ближайшем будущем. Вся история показывает не только невероятную самоуверенность так называемого «Золотого рассвета», но и все большую смычку нынешнего греческого правительства под руководством господина Антониса Самараса с греческими фашистами. Несколько министров в этом все более авторитарном и репрессивном правительстве — выходцы из крайне правых кругов: это и «советник министра» по вопросам миграции Костулас, автор негационистской книги, прославляющей Третий рейх; и спикер парламентской группы правящей партии (так называемой «Новой Демократии») Макис Воридис, бывший лидер «Движения молодых националистов», выдвинувшегося в эпоху диктатуры полковника Пападопулоса (1967-1974). Последнее решение Антониса Самараса о закрытии ERT — греческого общественного телевидения, и увольнении всех его сотрудников, вызвавшее правительственный кризис и выход из правительства умеренной партии Демократических левых — было с радостью встречено «Золотым рассветом».
Совсем скоро мы узнаем, узаконен ли в Греции антисемитизм или же минимальные демократические гарантии пока еще существуют.
Михаэль Леви
Перевод: Кирилл Медведев