Российские чиновники явно питают какую-то особую ненависть к средней школе. Иначе, как объяснить новые инициативы, с помощью которых собираются аннулировать результаты только что развернувшейся школьной реформы для того, чтобы заменить ее новой, еще более чудовищной?
Когда два года назад стало ясно, что введение в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ) – это не угроза, не эксперимент, а курс, твердо взятый Министерством образования и науки, педагоги и родители были в ужасе. Система ЕГЭ разрушала десятилетиями сложившуюся методику преподавания, меняла систему критериев, по которым оценивались достижения учеников. В рамках новой системы бессмысленная и тупая зубрежка заменила усвоение знаний. Если школа и раньше отнюдь не была местом, где человеку прививали вкус к свободе, то новая система экзаменационных требований вполне последовательно построена так, чтобы отучить подростков от самостоятельного мышления, вместо того чтобы развивать его.
Педагоги сразу же почувствовали, что в основе реформы лежит возведенное в административный принцип недоверие и неуважение к учителю. Однако, повозмущавшись, общественность все стерпела. Десяток-другой подростков покончили с собой, на том все и успокоилось.
Поскольку эксперимент прошел, с точки зрения министерства, удачно, чиновники в дружном единстве с депутатами от «Единой России» приступили к новой реформе, которая в очередной раз радикально преобразует всю систему преподавания. На фоне новых предложений даже ЕГЭ со всеми его пороками кажется верхом совершенства и здравого смысла. Там во всяком случае предполагается наличие у школьников хоть каких-то позитивных знаний.
Новый проект, предложенный в Государственной Думе депутатами «партии власти», делит учебный день в старших классах на две части: образовательную и воспитательную. Во имя борьбы за нравственность программа обучения будет сокращена почти наполовину. Предлагается отменить целые учебные направления. Различные науки сольют в один предмет «естествознание». Систематическое обучение заменят обрывочными сведениями из разных дисциплин. Немного физики, немного химии, чуточку географии и на закуску крупица биологии – вот рецепт школьного образования от Минобразины. Вы думаете, все это нужно для того, чтобы облегчить жизнь подросткам, оставив им больше времени на развлечения, дополнительные занятия или подготовку к ЕГЭ и поступлению в университет? Ничуть не бывало! Высвободившееся время посвятят урокам «нравственности и патриотизма».
Это и есть та самая российская «инновация», к которым призывают нас с высоких трибун. Никто еще не объяснил, как научить человека быть нравственным, но если министерство прикажет и выделит на это дело достаточный бюджет, то нравственность и патриотизм нам обеспечены. По каким критериям будет оцениваться результат? Что будет с учениками, патриотизм которых будет оценен ниже среднего? И кто будет оценивать?
На самом деле все эти вопросы кажутся сложными лишь для умников, которые всерьез задаются философскими вопросами о сути нравственного или патриотического чувства. Для чиновников все ясно и просто. Под любовью к Родине и уважением к старшим они понимают исключительно подчинение начальству. Иными словами, самим себе. Нравственный человек у нас не бунтует, не задает лишних вопросов, а если он еще и патриот, то он нежно любит правительство, милицию и работодателей. И чем чаще он получает от них по голове – в прямом и в переносном смысле – тем крепче любит. Эта совершенно бескорыстная любовь соединяет нравственность и патриотизм в одно целое.
У депутатов есть множество оригинальных идей. Если вы считаете, будто в Думе они бездельничают, и мы даром тратим на них народные деньги – это ошибка. Нет, они не бездельничают. Они проявляют чудеса творческой инициативы. Например, в качестве обязательной части обучения предлагается возить старшеклассников по местам боевой славы. У авторов законопроекта в школьные годы явно были проблемы как с историей, так и с географией. Куда и за чей счет будут возить школьников из Якутии или Норильска? Какая там боевая слава? Охота на мамонтов?
Единственное утешение состоит в том, что деньги в стране, видимо, еще не совсем кончились. На ремонт школьных зданий и зарплату для учителей-предметников средства найти не удастся. Но на дорогостоящие экскурсии деньги найдутся.
Жаль, что до сих пор специалистов по обучению школьников нравственности и патриотизму нигде не готовят.
В срочном порядке придется создавать специальные кафедры, а то и целые факультеты – кто сказал, что у нас в бюджете дыра? Сэкономив средства на ненужных предметах вроде математики, физики или химии, можно щедрой рукой потратить их на патриотизм и нравственность. Однако это стратегия. Между тем, депутаты грозятся начать проведение реформы в жизнь уже в текущем учебном году, не дав спокойно доучиться даже нынешним старшеклассникам. Где же взять преподавательские кадры? Скорее всего, задача пропаганды патриотизма совпадет с задачей трудоустройства чиновников, высвобождаемых в государственных учреждениях, где согласно указанию президента численность аппарата должна сократиться на 20%. У нас в самом деле очень много лишних бюрократов, бездельников и всяких прочих бесполезных людей, от которых государство должно в кратчайший срок избавиться. Всем им место в школе! Если не могут управлять страной, пусть учат детей!
С методической точки зрения школу ожидает катастрофа. Как организовать учебный процесс так, чтобы половина всего времени была отдана одному единственному предмету? В течение прошедших двух лет расписание и программу старших классов радикально перекраивали, ориентируя ее на подготовку учеников к сдаче ЕГЭ. Теперь именно эта система, с боем навязанная учителю чиновниками и депутатами, будет ими же сломана – ради введения чего-то еще более нелепого и абсурдного. Подросткам, ставшим жертвой многочасового ежедневного промывания мозгов, нелегко будет найти время и силы на подготовку к экзаменам. Но кто сказал, что жизнь должна быть простой?
Параллельно Министерство образования и науки выступило с другой не менее яркой и своевременной инициативой. Оно взялось за художественные и музыкальные школы. Они будут реорганизованы. Учить детей начнут учить не с 5-7 лет, как раньше, а только с 15 лет. Чтобы не слишком заморачиваться со всеми этими танцевальными «па», нотами и инструментами. Особое внимание будет уделено критериям отбора. В старой тоталитарной советской школе обращали внимание на такой критерий, как наличие музыкального слуха или способностей ребенка. Демократизм новой системы проявляется в отказе от подобной дискриминации. Учить будут тех, кто первым подал заявку. Правительство уже перевело финансирование художественных школ из федерального бюджета в местный, оставив регионам возможность просто закрыть их. Что и произойдет в самом ближайшем будущем.
Чем руководствовались чиновники и депутаты, затевающие подобные реформы? Разумеется, стремлением сэкономить казенные деньги.
Но не только. Ведь бюджетные деньги, которые экономят в одном месте (например на той же химии или физике), готовы щедро тратить в других сферах. Нет ни малейшего сомнения, что авторы реформ в первую очередь исходили из соображений гуманности и человеколюбия. Они твердо уверены, что лишние знания портят людям жизнь, ведь сами они этими знаниями явно не обременены. Несомненно, большинству наших нынешних начальников с трудом давалась учеба в школе. Вряд ли они радовали своих родителей наличием музыкального слуха. А если кого-то из них и мучили бесполезными занятиями на пианино или на баяне, то единственным результатом этого стала устойчивая на всю жизнь неприязнь к музыке. Ничего не усвоив в школе, они кое-как поступили в вузы, где их интересовали не наука или производство, а административная карьера. И вот сегодня они обладают богатством, властью, влиянием. И они, конечно, счастливы. Им не надо биться в поисках финансирования, чтобы сохранить своей научный проект или лабораторию. Их совершенно не пугает развал той или иной отрасли, ведь они не отдавали ей свою жизнь, силы, эмоции. В отличие от интеллектуалов, они не задают глупых вопросов о будущем страны и перспективах развития общества. Их собственные перспективы великолепны. По крайней мере, они так думают. И они искренне хотят, чтобы мы все стали похожи на них.
Если, по мнению просветителей, знание – сила, то, по мнению российских элит, невежество – счастье. Перед нами приоткрывается безоблачная картина светлого будущего, где не будет ни балета, ни физики, зато будет всеобщая нравственность. Счастливая страна, наполненная беззаботными идиотами. Разве это не идеал покоя и мира? Трудность составляет лишь переходный период. Когда в стране остается еще слишком много людей, которые что-то знают и помнят. А эти люди становятся все более злыми и беспокойными.