В данный момент протест дальнобойщиков — одна из наиболее обсуждаемых тем в левой среде. Кто-то поддерживает протестные акции, кто-то, наоборот, критикует их организаторов за непоследовательность.
А началось все с того, что российские власти решили ввести новый сбор с водителей большегрузов. Появилась система «Платон». Планировали изначально взимать 3,73 руб. за километр с грузовиков, где масса груза свыше 12 тонн.
Теперь дальнобойщики должны регистрироваться в системе, заводить расчетный счет в банке на оплату «Платона». Система нестабильна, ибо уже известны случаи, когда система получает деньги, но не заносит их на счет. Из-за технических ошибок возможны серьезные сбои. Штрафовать за неуплату планируют так: ИП заплатят 40 тыс. рублей, а компании — 450 тыс. рублей.
Формально деньги на ремонт дорог. А фактически все сложнее, поскольку отныне деньги нужно вносить перед поездкой. Водители фур должны согласовывать передвижение с коммерческой организацией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая принадлежит Игорю Ротенбергу.
Известно, что Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга, т. е. друга Путина. Видимо, подобная деятельность правительства частично компенсирует потери российских капиталистов от санкций.
Гендиректор вышеназванной компании Александр Советников рассказал, почему систему назвали «Платон»:
«Ну, во-первых, это все-таки ассоциации с мудростью и справедливостью — наша система весьма сложная и умная. А во-вторых, игра слов: «плата» и «тонны».
В среднем, если система «Платон» заработает, ежегодный доход составит около 50 млрд рублей, причем государство планирует выделять каждый год 10,6 млрд рублей. Чего не сделаешь ради «эффективной работы» частной компании. Рыночные механизмы начинают работать, но работают при поддержке государства.
Самое примечательное, что поначалу к проекту хотели привлечь иностранный капитал. Ведь, как известно, эффективных менеджеров там хватает. Но в итоге Ротенберги сумели перенять инициативу. Тем более напомнили о возможной угрозе «национальной безопасности» в сложных условиях.
В действительности все это лишь симптом. И означает он только то, что период «стабильности», когда нефть была дорогая и не было санкций, подходит к концу. Вероятно, нечто вроде того, что было в 90-е годы, возвращается. Тем более что данная ситуация во всем напоминает происходившие тогда события.
Ведь что случилось на самом деле? Проект хотели реализовать государственные деятели в рамках «Ростеха». Однако затем неожиданно проект отдали Ротенбергу. Где же он взял деньги на реализацию? Не из своего кармана, а из государственного Газпромбанка 27 млрд рублей. Стоит ли напоминать, что за проекты сегодня в «Ростехе» отвечает Анатолий Сердюков, так что подобные события, скорее всего, будут происходить часто, и наиболее выгодные куски себе отхватят олигархи вроде Ротенберга.
Ясно, что сегодня разворовывать осталось уже не так много, как было в 90-е, но в конечном итоге разворуют почти все.
Дальнобойщики не понимают, за что взимается плата, ведь сегодня они и так платят транспортный налог. Естественно, им не кажется, что содержание неких олигархов является достаточным основанием для того, чтобы вводить новые налоговые сборы. Сегодня это очевидно для многих.
В среднем, как считают дальнобойщики, если подобная система запустится, то каждый месяц придется платить порядка 15-30 тыс. рублей. Не говоря о других многочисленных затратах. Некоторые дальнобойщики просто не смогут работать в таких условиях (поскольку получают оплату после доставки, а в систему нужно вносить предоплату). И это не говоря уже о лишних трудностях и неудобствах, которые создает система.
Во многих городах начались протестные акции. Была попытка урегулировать конфликт. В частности, сразу же после протестов правительство согласилось снизить тариф. Вначале было 3,73 р., затем стало 1,57 р. Однако так только до марта, ибо с марта уже 3,06 р. А что будет потом, неизвестно.
Поэтому дальнобойщики протестуют активнее. Хотя нельзя сказать, что речь идет о радикализме. Они требуют просто отменить данную систему, ибо в ней нет никакого смысла, как кажется со стороны. Но в действительности смысл есть. Это не только сверхвыгода для олигархов, но еще и укрепление позиций монополистов в данной сфере, поскольку таким образом рынок покинут конкуренты, и его захватят несколько игроков.
В данный момент в системе зарегистрировано только 30% большегрузов. А в первый день работы сайт «Платона» упал, почти все терминалы не работали. Система оказалась просто «сырой». В итоге из-за страха перед штрафами (ибо не получилось сделать предоплату) многие фуры не выехали. Казалось бы, провал очевидный, но головотяпы не сдаются.
Депутат Евгений Федоров заявил по поводу протестов:
«Соединенные Штаты Америки не дремлют и сейчас они через свою пятую колонну, через национал-предателей, нанесли очередной удар по Российской Федерации. Непосредственно я говорю сейчас об акциях дальнобойщиков, которые пытаются по задумке Соединенных Штатов Америки быть направленными на ликвидацию Российской Федерации».
Многие дальнобойщики протестуют из-за того, что работать в таких условиях просто не получится никак. Они борются за право на работу. И было бы логичным обвинить США в том случае, если бы именно американские конгрессмены принимали подобные законы на территории Российской Федерации. Однако их приняли единороссы, и Федоров голосовал за этот закон.
Естественно, что такая реакция властей является нормальной, ибо они уже и не знают, за что можно взять деньги. Именно поэтому в некоторых городах РФ протестующих дальнобойщиков просто задерживают. Руководителя челябинского клуба дальнобойщиков «Братишка» Кирилла Карташкова задержали сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом на основании того, что он является организатором протестных акций.
Получается, что в действительности социальный протест таким образом скоро можно будет просто квалифицировать как экстремизм, если даже не терроризм. Ведь бедные, т. е. низшие слои фактически разжигают рознь по отношению к олигархам, а это явная дискриминация.
В Смоленской области организатора протестных акций Бочкова задержали за то, что у него «отсутствовали документы, разрешающие проведение акции протеста в регионе». Основание, надо сказать, интересное. Против государственного произвола можно выступать только с разрешения государства.
Однако в больших городах дальнобойщики частично перекрыли дороги. Как утверждают активисты протестных акций, они не уйдут до тех пор, пока новые поборы не будут полностью отменены. Но это в основном позиция низов, лидеры, как правило, готовы пойти на компромисс.
Многие дальнобойщики в ходе протестов, которые не удалось ликвидировать при помощи полиции, в итоге пошли на попятную. Поначалу были радикальные лозунги вроде того, что Ротенберг хуже ИГИЛ, теперь же дальнобойщики утверждают, что являются сторонниками Путина и противниками т. н. пятой колонны.
Т. е. в конечном итоге они не хотят, чтобы их ассоциировали с леворадикальными движениями, и именно поэтому главы профсоюзов и др. организаций требуют от левых активистов, чтобы они ни в коем случае не смели пропагандировать свои идеи и ругать нынешнюю власть.
Заместитель председателя межрегионального профсоюза водителей-дальнобойщиков Сергей Волощук заявляет:
«Мы не пятая колонна. Я люблю свою страну и ненавижу Америку. Многие из нас были участниками Антимайдана, но сейчас мы боремся за наши права и за права всех россиян — введение платы за проезд фур ударит по всем потребителям».
Конечный вывод верен, но не понимают эти люди, что в действительности у государства не хватает ресурсов на поддержание «стабильности» в целом, даже на поддержание стабильности в узких кругах, даже буржуазных. Поэтому если в итоге дальнобойщики добьются отмены этой «эффективной» системы, то придется отнять деньги у другой социальной группы. И когда новый ресурс иссякнет, то вернутся снова к дальнобойщикам.
Такие полумеры на самом деле ничего не решат постольку, поскольку Россия не занимает ведущего места в мир-системе, а ресурсов для поддержания экономической стабильности меньше, чем у стран центра.
Да и государство, похоже, не собирается сворачивать проект. Представители Росавтодора сказали, что дальнобойщики занимаются шантажом, и подобные попытки необходимо пресечь. Правительственные чиновники чаще всего утверждают, что нововведение вполне справедливо.
Валентина Матвиенко стала говорить о том, что некие политические силы используют в своих интересах дальнобойщиков. При этом она подчеркнула, что правительство и так снизило налог аж в два раза, хотя и не сказала, для чего этот налог ввели и почему деньги пойдут частной фирме Ротенберга, т. е. основные вопросы остаются без ответа.
Да и в целом комментарии довольно-таки короткие, а иногда еще и агрессивные. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов высказался:
«Все эти выступления [дальнобойщиков] попахивают безмозглостью. Категорически против этого. Такой налог нужен. Дорога — это слишком дорогое удовольствие, чтобы к нему так легко относиться».
Также нельзя не отметить, что центральные СМИ о теме говорят либо очень мало, либо не говорят вовсе. Речь идет, конечно, о федеральных каналах, где в основном критикуют протестующих и дают слово тем, кто поддерживает систему «Платон».
Теперь стоит сказать, что же в действительности представляют собой эти протесты. Во-первых, надо отметить, что политических требований почти нигде нет. Периодически к протестам в разных регионах присоединяются как оппортунисты вроде КПРФ, где утверждается, что лимит на революции в России исчерпан, так и отдельные левые активисты, которые считают эти акции началом крупных социальных протестов.
Дальнобойщики в действительности далеко не всегда соглашаются с тем, о чем говорят левые. И проблема здесь не только в том, что они аполитичные, а еще и в том, что «левые» сами по себе не имеют, как правило, ни программы, ни организации. И получается, что люди уповают только на стихию, поддерживая вообще любой протест.
А ведь процесс-то сам по себе очень прост. Монопольный капитал охватывает сферы, которые ранее можно было не трогать по той причине, что оставались еще другие куда более сытные куски для буржуазии.
Все действия государства в данном направлении отвечают интересам правящего класса. И было бы странным, если бы буржуазное государство, цель которого защитить «итоги приватизации» и продолжить неолиберальный курс, встало бы на защиту тех же самых дальнобойщиков.
Перемены затронут именно тех, кто ранее считал, что можно работать на себя, а не на крупных игроков в данной сфере. Вот от таких людей при помощи подобных мер (и, возможно, аналогичных мер в будущем) и планируется избавиться.
Хорошо это или плохо для коммунистов? С одной стороны, люди теряют права и возможность получить более лакомый кусок со своего дела, с другой — от подобных реформ растет социальная база уже куда более массового и радикального протеста вначале против социальных реформ, затем против капитализма в целом. И это говорит о том, что действительно есть потребность в коммунистической организации. Полумеры, компромиссы со стороны государства, если судить по европейскому опыту, ни к чему не приводят, и массы сознательными от этого не становятся. Но на этот пример тоже уповать нельзя, ибо в России просто нет ресурсов для того, чтобы пойти на все эти компромиссы.
Отдельные левые организации (характерный пример — «Рабочий путь») полагают, что на сегодня надо отметить:
«Прогрессивную для пролетариата роль мелкой и средней буржуазии в фазе империализма… ведь именно мелкой и средней буржуазии ещё предстоит стать одной из движущих сил буржуазно-демократической (антиимпериалистической) революции, направленной на уничтожение господства олигархии, против реакции и фашизма».
И подобная аргументация на самом деле характерна не только для РП. К сожалению, многие левые почему-то считают, что в России не полноценный капитализм, и цель левых сегодня — установить буржуазную демократию.
Они отказываются понимать, что капитализм — мировая система, где есть взаимосвязь стран центра и периферии, специфическое разделение труда и, соответственно, отражение этого процесса в надстройке. Если государство не имеет ресурсов и огромной доли в мировом капитале, то оно и не сумеет никак реализовать то, что происходит в странах центра. Непонимание этих вещей людьми, которые относят себя к марксизму, вероятно, говорит о том, что они просто не знакомы с трудами Маркса, Ленина и Люксембург, где эти вопросы были разобраны наиболее популярно (особенно в книге Люксембург «Введение в политическую экономию»).
Интересно, что такие деятели думают насчет буржуазной демократии? Что Путина свергнут, а на его место придет условный Навальный и сразу будет честный суд, выборы? Это в высшей мере наивно. Скорее, повторится нечто вроде того, что было на Украине. А природные ресурсы уйдут от олигархов и госкорпораций к представителям международного бизнеса, которые находятся в центре накопления капитала. Если судить по мировой тенденции, то теперь получается так, что странам центра посредники больше не нужны, и они просто хотят управлять сами. Вряд ли тут можно говорить о прогрессе. Но характерно то, в чьих интересах выступают «левые».
Не смущает активистов часто и то, что их прямо ставят в жесткие условия — обслуживать частнособственнические интересы социальной группы, но ни в коем случае «не навязывать» свои взгляды. Левые соглашаются.
Это напоминает протесты на Болотной площади. Левые активисты отказывались от собственных взглядов ради того, чтобы просто быть массовкой для либеральной тусовки, просто провозгласили лозунг той же самой буржуазной демократии. Как говорил Бернштейн, «Движение — всё, цель — ничто».
Получается, что настоящая цель, если смотреть на проблему еще с точки зрения нынешних протестных акций, это просто «мелкобуржуазный рай». Где есть средний класс, постиндустриальное общество, частная собственность, честные суды и выборы. Где выступают за все хорошее и против всего плохого. В общем, идеализируется Запад во времена государства всеобщего благоденствия. Уничтожение частной собственности, как правило, даже теоретически уже и не рассматривается. К сожалению, отсутствует классовый анализ именно в интересах якобы «демократической» буржуазии.
И если люди ведутся на ложь о демократии, ограничиваются мелкими подачками, то совершенно ясно, что зайти данный процесс может далеко только в том случае, если будут разом затронуты интересы многих групп, когда уже будет возможна солидарность социальных слоев именно по классовому признаку, когда протест уже направлен против капиталистической системы. И в такие моменты можно с сожалением констатировать, что на сегодня отсутствует коммунистическая организация, построенная на научных принципах, где не обманываются насчет буржуазной демократии, а изучают закономерности развития общества.