Бурный экономический рост начала века привел к увеличению числа легковых автомобилей и «дикому» развитию бизнеса пассажирских перевозок в городах. Потом, в 2009-2013 годы, время антикризисного роста продаж легковых автомобилей, транспортный кризис дозревал. С ним дозревал и экологический, в немалой мере порожденный пробками и избытком легковых автомобилей на дорогах. А россияне делали на них ставку вовсе неспроста, а из недоверия к общественному транспорту, оказавшемуся в кризисном состоянии.
На конец 2015 года можно констатировать: российские города оказались в непростой транспортной ситуации. Они пытаются преодолеть кризис пробок и хаоса, стараются осовременить общественный транспорт, но сталкиваются со множеством трудностей. Нехватка денежных средств — только одна из них, пусть и чрезвычайно важная. Есть еще необходимость разобраться, как действовать дальше, как унифицировать транспортную систему, сделав ее понятной для города и удобной для пассажиров. А ведь для развития экономики нашим мегаполисам крайне необходима современная и надежная транспортная система.
В сентябре-ноябре экспертная группа Института глобализации и социальных движений (ИГСО) провела системный анализ транспортной ситуации в регионах России и пришла к выводу, что московская модель интегрирования частного и муниципального транспорта поможет разрешить транспортный кризис в отечественных мегаполисах. Однако мы сразу увидели две практических проблемы, без решения которых невозможно привести транспортные системы отечественных городов к современному формату. Именно поэтому вышедший сегодня доклад «Транспортный кризис городов России. Общественный транспорт как единое решение» направлен мэру Москвы и президенту России.
Чего мы, собственно, хотим?
Во-первых, региональные мегаполисы явно нуждаются в поощрении и поддержке (особенно материальной) со стороны федерального центра. Во-вторых, там, где муниципальные власти хотят перемен и поняли, что расширять проезжую часть бесконечно невозможно, а нужно модернизировать и упорядочить общественный транспорт, им может потребоваться контакт с департаментом транспорта столицы.
Причем важны именно практические решения по интеграции коммерческих перевозчиков в единую систему. Так две базовых проблемы (денег и передачи опыта) можно решить.
Изучив транспортную ситуацию во многих российских мегаполисах, мы констатировали, что пассажирский транспорт не отвечает запросам населения. Основными проблемами крупных городов являются: рост личного автопарка, автомобильные пробки, изношенность общественного транспорта, отсутствие единого маршрутного и тарифного регулирования, устаревшая маршрутная сеть и прочее. И все же критической остается именно ситуация с транспортом частных перевозчиков.
Слабый контроль над водителями коммерческих автобусов привел к частым нарушениям правил дорожного движения, фиктивному техническому и медицинскому предрейсовому контролю, несоблюдению режима сна и отдыха водителя и др. Следствием этого стал всплеск аварий с участием частных автобусов и рост числа погибших во время ДТП. Кроме того, коммерческий транспорт не решает проблем по перевозке социально незащищенных категорий граждан. Говоря честно, он стремится снять сливки с рынка перевозок. В часы пик на улицах много автобусов и маршруток. После они куда-то пропадают. Все это создает хаос, делая непредсказуемым наземный транспорт.
Для разрешения этих проблем необходима комплексная реорганизация системы. В частности, нужно создать единую систему городского общественного транспорта, включив в нее коммерческих перевозчиков.
Да, им нужно предложить выбор: или вы принимаете правила города и начинаете работать по-настоящему, или теряете право кочевать по маршрутам в поисках денежных сливок. Примером эффективной реформы общественного транспорта могут послужить преобразования, начавшиеся в Москве. На основе опыта мировых столиц по созданию единых транспортных систем здесь создали свою уникальную модель объединения частного и муниципального транспорта.
Новая схема работы с частными перевозчиками предусматривает единые требования для подвижного состава, единые билетные решения, единые требования по безопасности и комфорту перевозки пассажиров. Этот опыт необходимо транслировать в регионы для разрешения транспортного кризиса, который назревает в большинстве регионов России. Важно, чтобы столичные власти были открыты для передачи опыта, а федеральный центр оказал городам страны материальную помощь в деле реформирования и развития общественного транспорта.
Вот чего мы от них хотим. И не только мы, но, хочется надеяться, и власти большинства городов России. Да и не только они, но и пассажиры — люди, интересы которых должны учитываться в первую очередь. С передачей опыта проблем быть не должно. Но вот включит ли федеральный центр расходы на обновление общественного транспорта городов в свою антикризисную политику — вопрос открытый. И важный, поскольку от его решения зависит скорость обновления общественного транспорта в стране.
Конечно, министры-экономисты объявили в ноябре об окончании рецессии. Специалистам также заметны старания ЦБ по удержанию курса рубля, что должно обеспечить спокойные новогодние праздники. Но есть и суровый процесс в мировой экономике. Есть ослабление спроса в России, что уже обеспечило базу для развития кризиса. С этим рано или поздно придется бороться. Успокоения не помогут.
Нужны решения. Одно из важнейших: начать вкладывать деньги в инфраструктуру городов, помочь им создать современный общественный транспорт. Все это важный элемент антикризисного плана, которого у России пока нет.
Не стоит забывать, что современный общественный транспорт важен не только как продукт, создание которого дает рабочие места и позволяет развить производство отечественных низкопольных автобусов, вагонов трамваев или микроавтобусов. Отлаженная система сообщений в городах нужна для того, чтобы при перезапуске роста экономики не иметь проблемы, которая называется хаосом. Слишком дорого он обходится.