Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
157

Судьба «левого поворота» решится в Бразилии

77

Дайджест новостей на 18 августа

320

Республиканизм как переходная программа

25

Дайджест новостей на 16 августа

Главная Рубрики Авторские колонки 2015 Декабрь 01 Мавзолей либеральной утопии

Мавзолей либеральной утопии

Твитнуть
© Дмитрий Шевалдин

© Дмитрий Шевалдин

Любопытства ради я зашел в девятиэтажное здание замысловатой, легкой архитектуры, выросшее недавно в деловых кварталах Екатеринбурга – «Ельцин-центр». Поделюсь впечатлениями.

Все, что ни делает наша власть – это напоминает ТРЦ, торгово-развлекательные центры, которыми застраиваются все крупные города России. Иногда говорят, что эти ТРЦ превращаются в своего рода храмы потребления. Здесь сработала обратная логика. Поставив перед собой цель создать памятник себе, власть не изменяет своему правилу. «Ельцин-центр» – это ТРЦ (нео)либеральной идеологии, где вам предлагается её купить и ею проникнуться. Вас убеждают в том, что выстраданные мечтания российского народа о свободе, наконец, воплотились в жизнь.

Сначала вас встречает книжный магазин. Ассортимент книг – случайно или намеренно – подобран так, чтобы подчеркнуть разнообразие «дискурсов» общественного сознания, сосуществующих совершенно легально и на равных правах. И тем самым отличить новый режим от советского. У самых дверей магазина вас встречают столы с книгами Гайдара, Ельцина, Чубайса и прочих певцов свободного рынка. Это – несомненно, врата в рай духовного изобилия.

Дальше следует это изобилие, не важно даже, что речь идет о литературе, подчас, откровенно антибуржуазной и по содержанию контрастирующей с функцией самого здания. Например, вы найдете книжки, воспевающие идеалы хиппи. Обнаружите альбом факсимиле рукописей Егора Летова. Есть том ранних рукописей Маркса и том писем Троцкого. Есть Михаил Бахтин и Михаил Лифшиц. Есть книги, воспевающие «совок» и книги, ругающие «совок». Есть Пелевин и Сорокин. Да: при советском режиме такого разнообразия печатной продукции в книжных магазинах действительно не было.

Правда, присмотревшись к полкам, замечаешь, что это разнообразие (если говорить об отечественной литературе) достигнуто не за счет современных авторов, а за счет тех, которые, так или иначе, сформировались и раскрылись в советскую эпоху.

Если, конечно, под разнообразием понимать Бахтина, Лифшица, Платонова или того же Летова, а не Сорокина, Пелевина и Улицкую, ставшими популярными после краха СССР. То есть, впечатление содержательного, идейного разнообразия возникает в результате сопоставления не постсоветских авторов друг с другом, а либо советских, либо первых – со вторыми.

Но и на том спасибо, конечно.

Иду дальше. На первом этаже натыкаюсь на небольшую выставку продовольственных карточек поздней советской эпохи. Напротив – продуктовые киоски. Исследую их. Сама собой возникает мысль: является ли крошечный пирожок с жидким мясом за 80 рублей безусловной альтернативой продуктовым карточкам? Может быть, пирожки за такую цену и продуктовые карточки – ложная оппозиция?

Дальше – галерея соц-арта 1980-90-х и «современного искусства». Здесь вы увидите голого Олега Кулика в образе бешеного пса, портрет Горбачева в виде индуистского божества и многое другое в том же духе. Так вот, оказывается, какое искусство подавлял «советский тоталитаризм»! Вот какому искусству требовалась свобода! Видимо, именно это хотели сказать устроители выставки. Проблема только в том, что тот, кто ощутит содержательное многообразие в книжном магазине, в галерее это ощущение утратит.

А вот главное и самое интересное: музей Ельцина.

Он стоит обязательного посещения, ибо интересен тем, что выражает взгляд власти на самую себя, её самообоснование.

Музей начинается с бронзового Бориса Николаевича, скромно сидящего на скамейке напротив широкого экрана, на котором демонстрируется хроника его личной жизни. В боковых комнатах разворачивается нехитрый сюжет.

Вот страшное «тоталитарное прошлое» с пустыми прилавками магазинов и полуголодным, забитым народом. Тут же хочется спросить: почему у юного Бориса Николаевича, студента УПИ – такое счастливое и здоровое лицо на фотографиях?

Вот «чистилище», которое проходил Ельцин: борьба с ГКЧП, потом – с «красно-коричневым» Белым домом. В первом случае – под мантры о «правовом государстве» и о приоритете законодательной власти, во втором – наоборот, под лозунги о ничтожестве последней.

Следующая стадия: 90-е, эпоха «изобилия и свободы». Вам покажут телевизоры с Санта-Барбарой, первые в России видеомагнитофоны и прочие радости российского обывателя тех лет. Об очередях за зарплатами и пенсиями, о росте безработицы, наркомании, смертности, преступности, не будет сказано ни полслова.

Заключительная экспозиция – реконструкция кабинета Ельцина в Кремле. Как меня уверяли смотрители, здесь – все подлинное, даже потолок. Подлинное, как извинения Ельцина, произнесенные им на камеру в этом самом кабинете, на фоне этой самой елки (не затем ли оставлена здесь елка, чтобы напомнить посетителям об этом извинении?). И снова – вопрос: если президент нашел в себе мужество извиниться перед гражданами, так ли безупречно его правление, как нас уверяли в предыдущих залах? Видимо, для того, чтобы подобные вопросы у посетителя окончательно исчезли, из кремлевского кабинета он попадает в зал Свободы – в просторное, залитое ярким светом, помещение. На стене, на фоне огромной фотографии бесконечного голубого неба, надпись: СВОБОДА. Прочитав это слово, нужно пройти мимо жидко-кристаллических панелей с говорящими знаменитостями. Тут и Тони Блэр и Клинтон и Жванецкий и Макаревич и даже Ройзман. Прислушаемся. Все они уверяют в том, что благодаря Ельцину ты стал свободным человеком. Но если возникла потребность столь настойчиво убеждать посетителей в этом, то не означает ли это, что предполагаемое очевидным – не столь очевидно?

Тому, кто был свидетелем ельцинской эпохи, стоит ходить по музею, не отвлекаясь на тенденциозные комментарии, а доверяя только собственной памяти и собственному опыту.

Внешне экспозиция точна. Да: была в 1980-е и в начале 1990-х у Ельцина почти всенародная поддержка, были в 1991 году пустые прилавки магазинов. Да: борьба защитников Белого дома не была поддержана подавляющим большинством населения страны. Да: в 1990-е страна пережила технологическую революцию. Все верно. Но за что (или за кого) тогда извинился Ельцин? Ответ на этот вопрос вы здесь не найдете, ищите его только в своей личной памяти, в собственном опыте проживания той эпохи.

Выходя из зала Свободы, посетитель снова встречается с бронзовым Борисом Николаевичем. Но сейчас смотришь на него другими глазами: образ Ельцина обогатился, стал сложнее, как и сама его эпоха. Ельцин-центр в целом предстает как антитеза популярной ныне оппозиционной конспирологии, обвиняющей во всех неудачах лишь руководителей страны. Но на фото и на документальных кадрах разве вы не нашли себя или своих друзей, выступающих в поддержку президента, борющегося то с «хунтой», то с «красно-коричневой чумой»? Возникал ли у вас тогда в голове простой вопрос: ради чего ведется эта борьба с пресловутым «тоталитаризмом», с «красно-коричневыми», с «коммунизмом»? Если не возникал, то за себя ли одного извинялся президент?

Есть общественная ситуация и есть человек, который в неё попадает. Ситуация, в которую попал Ельцин, оказалась явно ему не по росту: не был он титаном мысли и духа. Но и гражданскому обществу нашей страны эта ситуация так же оказалась великовата. Оно с ней не справилось. Ельцин-центр позволит вам погрузиться в трагическую эпоху перемен. Но только в том случае, если вы сможете абстрагироваться от чересчур оптимистических комментариев, вы ощутите все её противоречия. Для этого достаточно здравого смысла и крепкой памяти.

Придя сюда, вы окажетесь в мавзолее. В мавзолее должен быть труп. Здесь в качестве трупа – чистые помыслы «демократической интеллигенции» 80-90-х годов. Это – мавзолей либеральных иллюзий нашего общества. Случайно ли путинская власть выслала их обратно на Урал?

Дек 1, 2015Андрей Коряковцев
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
1-12-2015 Авторские колонкиБорис Ельцин, Ельцин-центр, либералы, музеи1,330
Андрей Коряковцев
Андрей Коряковцев

Кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и организации работы с молодёжью УрГПУ, член Союза российских писателей.

Гранит в туманеОбщественный транспорт, который нужен людям и экономике
  См. также  
 
Доверие стоит дорого
 
Что с ними не так?
 
Беды России и страхи либералов
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру