rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
307

Восстание против либертарианства: протесты аргентинцев против политики Хавьера Милея

157

ВГИК против принудительной биометрии. История борьбы

351

«Чёрная метка» для профсоюза: как «военный» ПСБ отвечает на первую попытку работников объединиться

504

Проект Конституции Союза Советских Демократических Республик

Главная Рубрики Авторские колонки 2008 Октябрь Навстречу Дню учителя

Навстречу Дню учителя

Снимок экрана 2015-05-13 в 14.07.28

День учителя отмечают в каждой российской школе. Из года в год ученики устраивают дежурные выступления в актовом зале, родители преподносят учителям подарки, купленные на заблаговременно собранные скромные суммы, ну а сами виновники торжества пьют чай с тортом в тесных учительских и жалуются друг другу на жизнь. Содержание этих жалоб – так же, как и сам праздник – остается почти неизменным: низкая зарплата, нехватка денег на ремонт и оснащение школ, возрастающая нагрузка, а также нервы, хамство учеников и проблемы на даче. Когда в прошлом году мне, как и другим учителям нашей школы, подарили символический презент – банку растворимого кофе без кофеина, – я, признаться, долго не мог отделаться от грустных мыслей о сумрачном будущем нашей профессии. Каждый такой день все за пределами усталого и небогатого педагогического сословия привыкли не замечать – просто еще один никому не нужный профессиональный праздник.

Но теперь можно сказать точно: предстоящий День учителя 5 октября 2008 года запомнят многие. По крайней мере, его точно запомнят ученики и учителя средней школы в поселке Беляевка Оренбургской области, которая накануне стала местом страшной и нелепой трагедии – пять старшеклассниц погибли под обломками рухнувших стен родной школы, в которой, несмотря на давно уже начавшийся учебный год, продолжался плановый летний ремонт.

Трещина, образовавшаяся в стене здания постройки начала 1960-х, была замечена за несколько часов до обрушения, но не послужила для директора достаточным основанием немедленной отмены занятий. Эвакуация учеников началась слишком поздно.

Но погибшие старшеклассницы оказались не единственными жертвами; утром 2 октября их классную руководительницу, Марину Бородину, обнаружили повесившийся в собственном гараже. Бородина, отработавшая в школе 15 лет, в том числе и завучем, никак не была связана с ремонтом, и страх перед начавшимся расследованием во главе с грозным Александром Бастрыкиным, специально прибывшим из Москвы, не мог быть причиной самоубийства. Об этих причинах вообще предпочитают не рассуждать: начальство Бородиной, от директора школы до главы района, от Ростехнадзора до губернатора и т.д., озабочено сейчас лишь тем, чтобы свалить вину за произошедшее друг на друга. Так было и, вероятно, будет после любых досадных инцидентов, связанных с превращением школы в место преступления. Погибшие на занятиях по начальной боевой подготовке, умершие от стресса перед сдачей ЕГЭ, отравившиеся просроченными продуктами в школьной столовой – жертвы воровства, коррупции, сокращения бюджета или прогрессивных рыночных реформ, жертв, за смерть которых никто не хочет ответить. Да и кому отвечать? Длинная цепочка подчиненных друг другу работников системы среднего образования неизменно приведет любое расследование туда, где нарушение закона переходит в его источник.

Я, как и почти все остальные, узнал о существовании Марины Бородиной после ее смерти, и мне сложно давать чеканные характеристики.

Но мне кажется, что она была из той категории учителей, для которых эта профессия, несмотря ни на что, продолжала быть чем-то, связанным с этикой, с личной ответственностью – чем-то большим, чем «просто работа». Это качество отношения к школе и к самому себе, которое старательно убивается в каждом учителе из года в год, низводя профессию к механистической MacJob – просто тяжелой, нудной и малооплачиваемой работе, подобно позиции за кассой в супермаркете или сварке в душном цехе.

К следующему Дню учителя мы придем, вероятно, с новыми маленькими катастрофами районного масштаба, с еще более урезанным образовательным бюджетом, с обязательным ЕГЭ, нависающим ночным кошмаром над каждым выпускником. Но у нас будет на одного учителя меньше. Почти статистическая погрешность, которая, в конце концов, должна заставить не только задуматься, но и действовать.

Окт 3, 2008Илья Будрайтскис
3-10-2008 Авторские колонкиобразование34
Фото аватара
Илья Будрайтскис

Историк, активист, художник.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Кому и зачем нужен «День единых действий»?Спасут ли Маккейна Брэдли и водопроводчик?
  См. также  
 
Интервью по переписке с Борисом Кагарлицким. Студенческие годы
 
Секс и Просвещение
 
Кто в школе «хозяин»? 
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру