11 октября 2009 года состоятся выборы в законодательные собрания нескольких регионов России. В том числе – в одно из самых заметных из них, Московскую городскую Думу. Москва, конечно, не Чеченская республика, однако больших сюрпризов от нынешних выборов мало кто ждет. Победитель и по пропорциональной системе, и по одномандатным округам, собственно, ясен. Гадать же можно только, сколько именно мест в новом столичном парламенте этот победитель получит и кто еще составит ему компанию в основательно обжитой им законодательной «берлоге».
«Медвежья» арифметика
До выборов – почти месяц, но кое-какие прогнозы можно сделать уже сейчас. «Единая Россия» традиционно является лидером на московских выборах. Но в то же время скептическое отношение значительной части москвичей к «единороссам» общеизвестно, а административный ресурс здесь не задействуется в таких масштабах, как во многих национальных республиках. Это создает для «медведей» определенный «потолок». На прошлых выборах в Мосгордуму «единороссы» получили 47,25 % голосов, на последних федеральных парламентских выборах – 54,07 %. В ходе «единого дня выборов» в марте этого года «Единая Россия» на выборах в региональные заксобрания в целом получила меньше, чем на последних федеральных выборах, где работал «фактор Путина». В то же время, за исключением национальных республик, эта разница обычно была невелика и составляла около 5–7 %. Тем не менее, региональный результат «единороссов» в марте этого года все равно обычно превосходил (часто значительно) их же результаты, полученные за четыре года до этого. Стоит отметить, также, что московские руководители, все же, делают основную ставку на «Единую Россию» и партия заинтересована в достаточно высоком результате. Ведь, с учетом снижения избирательного барьера по сравнению с прошлыми выборами, в Мосгордуму пройдет минимум еще одна новая партия, не представленная ранее в столичном парламенте, что увеличит конкуренцию за мандаты. Даже с учетом благоприятствующего «единороссам» «метода Империали» при распределении мандатов, «партии власти» лучше увеличить свой результат по сравнению с предыдущими выборами в Мосгордуму, чтобы попытаться сохранить существующее число депутатских мест, то есть действовать по принципу «Алисы из Зазеркалья» – бежать, чтобы хотя бы оставаться на том же месте. А значит, велика вероятность того, что результат «Единой России» окажется близок к результату выборов в Госдуму – то есть приблизится к 54 %.
Чтобы представить, каким будет результат других партий, следует помнить, что «единороссам» невыгодно прохождение большого количества партий в Мосгордуму. И в то же время в общегородских списках партий есть люди, давно успевшие сработаться с московской мэрией, иногда проведшие в столичном парламенте не один созыв. Вероятность оказаться в парламенте для таких партий заметно увеличивается.
Те же и «справороссы»
КПРФ на выборах с меньшей явкой избирателей обычно улучшает свой результат – а на выборах в Мосгордуму явка обычно ниже, чем на федеральных. На федеральных парламентских выборах 2007 года КПРФ получила 13,78 % голосов, на выборах в Мосгордуму в 2005 году – 16,75 %. Однако тогда компартии помог факт снятия с выборов партии «Родина», при этом сумевшей мобилизовать избирателей, часть которых в итоге ушла к коммунистам. Кроме того, тогда у компартии не было серьезных конкурентов на левом фланге политического поля, а сейчас такой конкурент будет – в лице «Справедливой России». И все же КПРФ может получить около 14 % голосов. В данном случае не имеет значения, что в «первой тройке» партии теперь отсутствует Иван Мельников, который возглавлял общегородской партийный список на выборах в Мосгордуму в 2005 году и региональную группу списка партии на выборах в Госдуму РФ. Избиратель, готовый голосовать за КПРФ, как правило, меньше обращает внимания на состав списка. К тому же у КПРФ сильная команда кандидатов-одномандатников – практически самая сильная среди всех оппозиционных партий, идущих на эти выборы. Это должно способствовать большему вниманию к партии.
«Справедливая Россия» на последних федеральных парламентских выборах в Москве набрала 7,68 % голосов избирателей. Не надо забывать, что тогда на партию оказывалось заметное давление, связанное с внутрикремлевскими склоками (показателем чего стали, например, демонстративные заявления кандидатов от партии о выходе из ее избирательного списка). Образ партии был еще довольно размытым, и у многих возникали сомнения, сможет ли она вообще попасть в парламент. Сегодня обстоятельства для «справороссов» более благоприятные.
К тому же «Справедливая Россия» выставляет кандидатов в 16 одномандатных округах столицы из 17, в том числе таких сильных, как Галина Хованская или Леонид Ольшанский. Обычно участие в выборах кандидатов-одномандатников от партии повышает внимание к ней в таких округах. Таким образом, результат «справороссов» должен быть выше, чем на федеральных выборах. Однако у списка «Справедливой России» есть и слабые стороны. Прежде всего, возглавляющего общегородскую часть списка Николая Левичева вряд ли можно назвать харизматичным политиком, он не пользуется известностью за пределами политизированных кругов. Политтехнолог Наталья Бородина тем более неизвестна широкой общественности. Участие же в «первой тройке» «Справедливой России» Галины Хованской позволяет привлечь дополнительные голоса, но придает партии социал-либеральный оттенок, в то время как для значительного успеха в Москве левоцентристской партии нужно играть и на левопатриотическом поле (как это удачно показал пример партии «Родина» на выборах в Госдуму в 2003 году). Лучше, чтобы в избирательном списке партии были известные левопатриотическому избирателю персонажи – но в списке «Справедливой России» к таковым можно отнести только Александра Куваева, бывшего первого секретаря МГК КПРФ. Таким образом, «Справедливая Россия», видимо, может рассчитывать на результат около 10 % голосов.
Как повезло «Яблоку»…
На прошлых выборах в Мосгордуму партия «Яблоко» (включившая в избирательный список представителей СПС) набрала около 11 % голосов. Почти такой же результат набрали на выборах в 2007 году на выборах в Госдуму РФ по Москве все либеральные партии вместе взятые. На нынешних выборах «Яблоко» – единственная либеральная партия, выставившая свой список. К тому же, как уже приходилось говорить, у «Яблока» с московскими властями традиционно складывались лучшие отношения, чем с большинством других региональных администраций. В ее общегородском списке – уже проработавший один созыв в Мосгордуме Сергей Митрохин и имеющий гораздо более длительный парламентский опыт Евгений Бунимович. «Усталость» же либерального избирателя была характерна и для предыдущих выборов, так что вряд ли этот фактор что-то изменит сейчас. Поэтому, видимо, результат «яблочников» составит около 10 % голосов.
ЛДПР обычно получает на региональных выборах меньший результат, чем на федеральных. На выборах в Мосгордуму 2005 года ЛДПР набрала 8 %. Однако тогда ей помогло снятие с предвыборной дистанции партии «Родина», очень эффективно создавшей ажиотаж вокруг темы мигрантов, но из-за отстранения от выборов не сумевшей воспользоваться плодами информационных побед. А на выборах в Госдуму РФ в 2007 году в Москве ЛДПР получила только 7,15 %. А попадание еще одной партии в Мосгордуму (то есть необходимость передавать ей еще один мандат) не нужно ни и московским властям, ни «единороссам». В частности потому, что в других партиях (в том числе оппозиционных), достаточно лиц, сработавшихся с московской мэрией и являющихся для нее проверенными и благонадежными кандидатами. Таким образом, 11 октября ЛДПР, скорее всего, подойдет близко к семипроцентному барьеру, но вот преодоление этого барьера окажется под вопросом.
У «Патриотов России» нет шансов на преодоление семипроцентного барьера. Однако они могут сыграть роль «графы против всех» для избирателей с левыми и патриотическими взглядами. Даже для тех людей, у кого такие взгляды выражены не вполне четко. Однако на поле «левоцентристской альтернативы» на этот раз будет играть и «Справедливая Россия». Видимо, «Патриоты России» получат около 2 % голосов.
«Сдобный» скандал по-«Нашему»
В начале августа ряд изданий, в основном лояльных Кремлю, поспешило объявить, что по распоряжению «сверху» на этих выборах не будут снимать оппозиционных кандидатов. Слух, однако же, сбылся в лучших традициях «утечек из Кремля» – с точностью до наоборот. Регистрацию не получил целый ряд кандидатов, в том числе активистов либерального оппозиционного движения «Солидарность». Особенно необычным выглядело решение избирательной комиссии в отношении экс-сопредседателя молодежного «Яблока» Ильи Яшина. Комиссия забраковала 100 % представленных им подписных листов.
В недоверии властей к внесистемным политическим силам, в том числе движению «Солидарность», сомневаться не приходиться. И в решении избиркомов в подобных случаях всегда есть политический подтекст. Однако стоит признать, в случае с Ильей Яшиным у избиркома были и правовые основания для такого решения. Согласно части 5 ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы, «подписные листы должны изготавливаться… по форме, установленной приложениями 1, 2 и 3 к настоящему Кодексу». То есть требования к соблюдению формы подписных листов носят обязательный, а не рекомендательный характер. А в подписных листах в поддержку Яшина отсутствовал подстрочник с указанием тех данных, которые должен сообщить о себе кандидат.
История, столь трагикомично начавшаяся в реальной жизни, неожиданно получила продолжение в виртуальном мире. В «Живом журнале» члена окружной избирательной комиссии, снявшей Яшина, бывшего активиста движения «Наши» Константина Сдобнова, появилась весьма откровенная оценка истории с забракованными подписными листами: «Зачем человеку, который за долгие годы пальца об палец не ударил для жителей районов, от которых собирался избираться, идти здесь кандидатом? … В 14 округе есть более достойные кандидаты-одномандатники, чем Яшин. Вот, например, Максим Чирков… Так что, уважаемый Илья, дело не в политических заказах, а в реальной пользе (или в данном случае бесполезности) для общества». Оппозиционная общественность восприняла этот пост вполне однозначно: вот еще одно подтверждение, что не избиратель, а члены избирательной комиссии заранее судят, кто достоин быть избранным, а кто нет. Вскоре, однако же, появилась и другая версия событий. В интернете возникла страница http://real-sdobnoff.livejournal.com/, автор которой доказывал, что он и есть «реальный Константин Сдобнов: «В конце мая … были украдены мои пароли … от моего аккаунта sdobnoff в Живом журнале. … блог … я решил не продолжать, т.к. потерял к этому интерес. В связи с этим … к записям в журнале sdobnoff начиная с июня 2009 года я не имею никакого отношения».
Ловушка для одинокого спикера
Но все же, несмотря на то, что тот же Илья Яшин был достаточно сильным кандидатом (вспомним его выступление на выборах в Мосгордуму четырехлетней давности, давшее ему третье место по округу и более 14 % голосов), политический подтекст решения избиркома связан, видимо, не с потенциалом снятых с выборов кандидатов, а с нежеланием властей видеть на выборах представителей внесистемной оппозиции в принципе.
Стоит также обратить внимание, что, например, в Университетском одномандатном округе до выборов не был допущен не только Илья Яшин, но и Игорь Трунов, а бывший депутат Мосгордумы, кандидат от партии «Яблоко» Дмитрий Катаев еще раньше снял свою кандидатуру. Таким образом, округ, пользующийся репутацией одного из «самых либеральных в столице» (правда, по итогам выборов в Мосгордуму-2005 можно выделить и больше симпатизирующие либералам округа), лишится трех ведущих либеральных кандидатов. Видимо, часть либеральных избирателей просто проигнорирует выборы, а другая может проголосовать за кандидата от КПРФ Николая Губенко. Это несколько осложнит ситуацию в округе для выдвиженца «Единой России», председателя Мосгордумы Владимира Платонова. В 2005 году они также конкурировали в одном округе, получив, соответственно, 27,94 % и 37,83 % голосов.
А ведь нынешняя предвыборная кампания началась с весьма неблагоприятных для Платонова слухов. Сначала ходили слухи, что он, в отличие от предыдущих выборов, не попадет в первую тройку общегородского списка (что в итоге не оправдалось). Затем – что под угрозой может оказаться его избрание следующим спикером Мосгордумы. И вот теперь выросли шансы у его соперника в одномандатном округе, так что некоторые даже стали поговаривать, будто спикера Мосгордумы может ждать поражение в округе. А значит, у его оппонентов появится еще аргумент против того, чтобы он был выдвинут на пост главы столичного парламента. Дело, однако же, в том, что Владимир Платонов – один из ближайших соратников Юрия Лужкова. А Николай Губенко традиционно был одним из тех членов фракции КПРФ в столичном парламенте, у кого сложились наиболее благожелательные отношения с московскими властями. В Мосгордуму он гарантированно попадает, возглавляя общегородскую часть списка КПРФ. Так что насколько борьба в этом округе окажется жаркой, остается под большим вопросом.
А пока разворачивается предвыборная кампания в Мосгордуму, политизированным избирателям остается задумываться: окажутся ли эти выборы последними для нынешнего мэра? Впрочем, о близкой отставке Юрия Лужкова (которая должна состояться «вот-вот») в московском политизированном сообществе говорят уже не менее восьми лет. В конце концов, надо же как-то поддерживать себя в тонусе, если все-таки столь важный для Москвы выбор все равно делается не на избирательном участке.