«Модель стабильности и умеренной левизны» – наиболее интересный штамп, встретившийся мне несколько раз при подборе материала для этой статьи. Что стоит за такой характеристикой, которую дало западное информационное агентство небольшой стране с населением в 3 миллиона 300 тысяч человек, попавшей в поле зрения СМИ из-за очередных выборов? Попробуем в этом разобраться.
25 октября 2009 года в Уругвае состоялся первый тур президентских выборов. О том, что этот тур был первым и предстоит второй, страна узнала утром понедельника. Кандидату от правящего Широкого фронта не хватило нескольких процентов для победы над своим правоцентристским конкурентом. Такие итоги голосования сразу же придали новый вкус избирательной кампании.
В течение пяти лет страной управлял Табаре Васкес, первый в истории страны президент-социалист. Экономика страны основана на экспорте мяса и нескольких других продуктов сельского хозяйства, при этом она сильно подвержена влиянию цен на энергоносители, так как страна лишена собственных нефтяных и газовых месторождений. За годы администрации Васкеса ВВП страны стабильно рос, и даже мировой экономический кризис не сумел переломить этот положительный тренд в 2008 году. Правительство прогнозирует в 2009 году продолжение роста около 1,2 %. В страну широкой рекой лились иностранные инвестиции, при этом самый большой рост инвестиций, на 70 %, произошел в 2008 году, когда деньги из более рискованных вложений потекли в стабильную экономику Уругвая. Все годы президентства Васкеса в стране снижалась потребительская инфляция, хотя в 2008 году она снова пробила установленную правительством планку в 7 % и достигла 9,2 %. Внутренний долг страны доходит до 17,24 миллиарда долларов, внешний составляет 12,22 миллиарда при ВВП около 38 миллиардов в 2008 году. Наступление очередного срока уплаты процентов в 2009 году вызвало увеличение дефицита бюджета с 1,4 % в 2008 году до 2,6 % в 2009-м. В целом экономика страны действительно стабильна и выглядит привлекательно для иностранного инвестора.
Но в чем же заключается левизна нынешнего уругвайского правительства? В большой доле государства в экономике? Да, общественный сектор в стране играет большую роль. Несмотря на все уговоры МВФ, инфраструктура страны не была приватизирована. Энергетические компании и крупные предприятия продолжают оставаться в руках государства. Портрет экономики страны говорит нам о ее относительной успешности, благополучии и отсутствии выраженных социальных проблем и конфликтов. Этакая идеальная маленькая «европейская» страна. Может быть, «умеренная левизна» состоит именно в таком, довольно успешном капиталистическом развитии, которое не могли обеспечить ни диктатура, ни либеральные администрации? Тем более что Широкий фронт состоит из множества организаций различной политической направленности, большинство из которых очень умеренны и добиваются лишь сглаживания острых углов капиталистической экономики. К тому же, как говорили многие недоброжелатели, победу Широкому фронту принес общий сдвиг Латинской Америки влево, а не собственные заслуги уругвайских левых. Просто население подумало: в Аргентине у власти – левые перонисты, в Бразилии – президент от Партии трудящихся – и проголосовало за кандидата собственных объединенных левых.
Но, естественно, реальная картина иная. Приход левых к власти произошел после общего понимания, что идти дальше неолиберальным путем невозможно. Основой для победы левых сил стал крах банковского сектора в 2002 году, последовавший за памятными событиями в Аргентине, когда экономика целой страны фактически схлопнулась. Многие аргентинцы предпочитали хранить сбережения в уругвайских банках. Крах аргентинской банковской системы потянул за собой отток сбережений из Уругвая и, следовательно, объявления о неплатежеспособности известных банков в Монтевидео. Именно это потрясение и стало моментом, когда стало ясно, что на следующих выборах в стране поменяется администрация.
Пять лет первого левого правительства пролетели быстро, продемонстрировав максимум того, что можно ожидать от умеренной левой администрации. Именно такой политики и сходных результатов стоит теперь ожидать и от администрации Фунеса в Сальвадоре, и от правительства Луго в Парагвае.
По конституции страны президент может занимать свой пост не более одного срока подряд. Табаре Васкес, пользующийся в стране популярностью, не стал начинать кампанию по изменению конституции, хотя многие предлагали ему пойти по пути, ставшему стандартным для Латинской Америки в последние годы. Перед Широким фронтом стал вопрос о поиске достойного кандидата на пост президента. И именно в этот момент политическая ситуация в стране стала интересна мировым СМИ: победу на партийном съезде, определявшем кандидата, стал 74-летний сенатор Хосе (Пепе) Мухика.
Хосе Мухика – один из лидеров Движения национального освобождения Тупамарос в 60-е и начале 70-х. Во времена диктатуры он провел 14 лет в тюрьме, большую часть – в одиночном заключении в глубоком колодце, перенес пытки и длительные периоды без общения, книг и движения. Мухика вышел на свободу в 1985 году, когда в стране пала военная диктатура. Его победа на праймериз убедительно продемонстрировала недовольство большей части Широкого фронта чересчур «умеренной» политикой собственного президента. Да, постепенное развитие – это хорошо, да медленное, но верное повышение ВВП – это здорово, но политические организации, объединившиеся для структурных реформ, хотели иного подхода к руководству страной.
В прессе сразу началась кампания по дискредитации нового кандидата Широкого фронта. Его обвиняли в причастности к политическим похищениям и ограблениям банков в 60-е. Может ли такой человек управлять государством? – вопрошали газеты. Но Мухика, как любой современный левый политик в Латинской Америке, не делал выспренних заявлений о правоте Маркса и необходимости на следующий день после выборов национализировать всю экономику. Не речи и статьи определяют курс администраций, а их действия в экономике. И чем острее реакция СМИ на нового левого кандидата (несмотря на то что он, собственно, обещает избирателям), тем серьезней его намерения.
Состоятельные уругвайцы испугались более крутого левого поворота в своей стране – и основным соперником кандидата от Широкого фронта стал Луис Альберто Лакалье, правоцентрист от партии Насьональ, бывший президентом Уругвая в 1990–1995 годы.
Сумеет ли представитель Широкого фронта победить в первом туре или понадобится второй – вот теперь основной вопрос предвыборной гонки. Интрига состояла в том, что в первом туре часть голосов правоцентристского кандидата оттягивал на себя кандидат от партии Колорадо, который получил около 18 %. Но после оглашения итогов первого тура он призвал своих сторонников голосовать за Луиса Лакалье. Теперь шансы на победу левоцентристского и правоцентристского кандидатов практически равны. Все решит напряженная избирательная кампания, которая продлится до второго тура президентских выборов, намеченного на 29 ноября 2009 года.
Чем тяжелее достается победа, тем сильнее, как правило, стремление победителя реализовать свои политические установки.