С 1 по 5 декабря 2010 года в Центральном доме художника в Москве проходит книжная ярмарка «Non/fiction». Ярмарка имеет шансы превзойти предшествующие. Издатели, кажется, пытаются доказать читателям и самим себе, что двух кризисных лет просто не было. Давайте попробуем понять, так ли это. Тем более, что Non/fiction проходит в декабре. А значит, это удобный повод подвести итоги книжного года.
Чем запомнились книжные ярмарки эпохи кризиса? Снижением числа представленных издательств, меньшим числом изданных книг, зато возросшим количеством мистической и религиозной литературы. Последняя черта, правда, меньше касалась Non/fiction. Пропагандисты «Каббалы» дошли и сюда, зато сайентологи, ставшие постоянными гостями книжных ярмарок на ВВЦ, до ЦДХ еще не добрались. А религиозные издательства (от католического монашеского Ордена францисканцев до Фонда исследований исламской культуры) были представлены в основном исследовательскими работами.
Самой заметной на выставке в этом году оказалась публицистика. По-прежнему популярна страноведческая литература. В рамках данной ярмарки – не под более популярным лозунгом «куда отправиться туристу», а под более претенциозным – «понять другую культуру». Примером такой книги может быть изданная несколько месяцев назад журналом «Эксперт» работа собкора этого издания в ФРГ Сергея Сумленного «Немецкая система». Отдав дань рассуждениям о том, «в какой из федеральных земель Германии пиво вкуснее», большую часть своей книги автор посвящает анализу немецкой жизни изнутри – от проблем с сортировкой мусора до демографической политики и отношения к ультраправым.
Однако тренд года – отнюдь не травелог или более научные формы страноведения. Краеведение – вот последняя тенденция нон-фикшн-литературы. Подобно горожанину в первом поколении, который в момент эмоционального надлома вспоминает, что «за машину родину (т.е. избу и сад с яблонями в родном селе) продал», российский «условный средний класс», оглушенным недавним кризисом, перевел взоры с «обрусевшей» Турции и чуть более притязательной Гоа на родные осины. К материализовавшейся в начале года в телевизионном пространстве книге Алексея Иванова «Хребет Россия» прибавилась серия книг «Москва, которой нет». К Non/fiction-2010 как раз подоспел третий выпуск этого путеводителя по еще существующим улочкам столицы с уже исчезнувшими архитектурными памятниками. Между прочим, мода на краеведение приобретает и общественно-политический оттенок. Недаром «разрушение старой Москвы» стало одной из главных претензий к Юрию Лужкову, а столичные партийные деятели так хотят добиться сотрудничества с движением «Архнадзор». Представители которого, кстати, приняли в подготовке серии о «Москве, которой нет» самое деятельное участие.
А в собственно политической сфере заметнее всего оказались либеральные издательства. Большинство из них сосредоточилось на издании нестареющих работ собственных теоретиков. Но есть в этой сфере и книги на злобу дня – и именно с ними связаны забавные казусы. Например, известное выпуском неолиберальной и правой либертарианской литературы издательство «ИРИСЭН» в 2010 году выпустило книгу британского журналиста Эдварда Льюса «Без оглядки на богов. Взлет современной Индии». Автор доказывает, что залог успеха «крупнейшей демократической страны мира» – в «отказе от протекционистской политики». Весьма странно слышать подобное после кризисных лет, прошедших под призывы «Только протекционизм спасет свободный рынок!» Но дело в том, что книга Льюса на английском языке как раз и вышла в докризисный 2007 год. Впрочем, появление подобных изданий отражает не просто комичные стороны переводной литературы (которая всегда опаздывает по сравнению с выходом оригинала), но и еще одну тенденцию. Вслед за отступлением кризиса возвращаются неолиберальные теории, будто бы и не было столько разговоров о состоявшемся «раз и навсегда» крушении этой доктрины.
Правда, как не пытайся забыть о кризисе, его последствия по-прежнему напоминают о себе. С одной стороны, некоторые специалисты по книжному рынку отмечают рост популярности нон-фикшн литературы, так как другие направления российскому читателю приелись. «В современной литературе явный кризис фантазии: все пишут про самих себя, выдумывая только отдельные факты. Но выдумывают так, что даже реальность получается искусственной», – пишет в связи с этим издание «Русский репортер».
С другой стороны, падение книжного рынка не могло не затронуть его интеллектуального сегмента. Представители Российской книжной палаты еще в начале осени отмечали, что за второй квартал текущего года совокупные тиражи книжной продукции в России упали на 17,2% – даже по сравнению с первым полугодием кризисного 2009 года. Это потеря около 50 миллионов экземпляров. По данным Центра Юрия Левады, за три последних года число читающих россиян сократилось вдвое.
Есть несколько причин, по которым нон-фикшна на нашем рынке становится меньше. «Проблема прежде всего в том, что открытием нового автора, заходами в такие рискованные зоны книгоиздания всегда занимались маленькие независимые издательства, – заявил изданию Газета.ру программный директор фестиваля Борис Куприянов. – Сейчас у нас сокращаются роль и место этих издательств, а значит, сокращается и число таких книг… Книжная индустрия сейчас находится в глубоком кризисе, и особенно это касается независимого книжного бизнеса».
Впрочем, и выход из кризиса не всегда сулит издателям интеллектуальной литературы только хорошее. Несколько независимых издательств отказались от участия в ярмарке этого года. Среди них – «Классика XXI век», самое известное в стране издательство музыкально-культурологической литературы. Аренда места на ярмарке оказалась для них слишком дорогой. «У людей, напрямую не связанных с книжным бизнесом и вообще с реальным сектором экономики, всегда есть желание подтвердить все эти парадные реляции об окончании кризиса не только словами, но и зафиксировать их материально. В данном случае это вылилось в повышение арендной платы и стоимости участия», – пояснил Борис Куприянов. О возвращении неолиберальных подходов мы уже говорили выше.
Так что кризис, затронувший и издательский рынок, – это не книга в руках нетерпеливого школьника, который желает быстро пролистать «занудные» или неприятные моменты, чтобы перейти к самому захватывающему и интересному. Кризис так просто не «пролистать», даже если его активная фаза позади. И нынешняя ярмарка Non/fiction – еще одно тому подтверждение.