Поздним вечером 12 апреля в эфир радио «Свобода» вышла программа «Время политики». После сообщений о референдуме в Туве, выборах мэра Братска и отставке главы Новокузнецка слушателей ждало интервью с бывшим мэром Архангельска Александром Донским. Некоторые уже забыли про этого политика, который собирался в 2008 году сесть в президентское кресло, но еще раньше просто сел – на нары в СИЗО. Однако от этого фигура Донского не перестает быть интересной. Хотя бы потому, что он – «типичный представитель» и даже в какой-то мере «герой нашего времени». Причем, сразу в нескольких номинациях.
Во-первых, Донской повторил очень распространенную судьбу политических мэров эпохи 2000-х. Пришел в политику не из бюрократической среды, а из бизнеса. В марте 2005 года на выборах главы Архангельска одержал победу над кандидатом-«единороссом». Вскоре вступил в конфликт с губернатором области. А в ноябре 2006 года Донской был обвинен в «получении диплома Северной академии предпринимательства без прохождения курса обучения». Потом было еще «охранное дело», в рамках которого Донской обвинялся в том, что нанял охрану себе и своей семье – на средства городского бюджета. Но именно по итогам «дела о дипломе» Донской, приговоренный к выплате штрафа в 70 тысяч рублей и году заключения условно, лишился кресла архангельского мэра. «Принцип Аль Капоне» – когда известный персонаж оказывается под судом по не самому серьезному обвинению – вообще был не раз отработан на политических мэрах. Так что Донскомй в данном случае типичный представитель. Из таких как он целую галерею можно собрать. Или камеру в СИЗО.
Скорее всего, причиной злоключений этого политика стал его конфликт с губернатором Николаем Киселевым.Недаром все уголовные дела в отношении Донского были завершены незадолго до того, как глава области не получил переназначения на новый срок. А федеральный центр здесь действовал по старому советскому бюрократическому принципу – в случае далеко зашедшего конфликта двух начальников «дать по голове» и тому, и другому. Не исключено, что, не выскажи Александр Донской желания идти в президенты, судьба его сложилась бы примерно также. Однако и намерение составить конкуренцию тогда еще неизвестному преемнику Путина любви Москвы к нему явно не добавило.
Во-вторых, Александр Донской – пример почти исчезнувшего в российской политике типа политика-шоумена. Обычно в этом смысле поминают Владимира Жириновского. Однако Владимир Вольфович все чаще выступает в роли шоумена вообще – просто одного из персонажей светской хроники, который разыгрывает перед публикой «номера», далекие от политики. А Александр Донской в этом смысле гораздо ближе к эталону – практически Жириновский в его лучшие годы. Взять хотя бы истории, рассказанные Донским о себе в обсуждаемой радиопрограмме. Кто еще, как не шоумен, попав в отделение милиции, может попросить там книгу жалоб и предложений – так как «милиция ведь тоже обслуживает население». Кто еще может задать журналисту следующий вопрос: «Я хочу знать, кто будет президентом России после того, как умрет Путин. Я считаю, что сейчас нужно эти дебаты начать». Кто еще может сказать, что «на первое место вместо патриарха Кирилла в рейтинге неформальных лидеров России должна быть водка, потому что водка управляет Россией». И водочная тема в политическом творчестве Александра Донского этим не исчерпывается «Я, кстати, сочинил песню, – рассказывает он ведущему. – Называется она "Путин нон-стоп, Медведев нон-стоп". Это песня о том, что человек включает телевизор, и там Путин, Медведев, читает газету, там Путин, Медведев, открывает интернет – там Путин, Медведев а припев такой: "Слава России! В водке наша сила"». В отличие от выступающего в амплуа «рыжего клоуна» Владимира Жириновского, Донской – «белый клоун». Однако «манеж» российской политики слишком сужен, да и «дирекция цирка» подобного персонажа к зрителям пускать не хочет – поэтому с творчеством Донского могут ознакомится только политизированные пользователи интернета или слушатели радио «Свобода».
В-третьих, Александр Донской – это особый тип современного оппозиционного либерала. С одной стороны, он выдвигает вполне либеральные идеи. Он мечтает, чтобы либеральная правозащитница Людмила Алексеева «жила в Кремле». Или с явной радостью рассказывает о том, как ему позвонила 92-летняя пенсионерка из Москвы и заявила, что президентом России должен быть Михаил Ходорковский, потому что он «святой человек». Но, с другой стороны, он (кстати, как тот же Ходорковский) использует социальную риторику. Говорит о том, как важна солидарность. Приводит в пример французские профсоюзы, которые выступают вместе против реформ Саркози, даже если эти реформы далеко не всех участников акций протеста касаются лично. Хотя и рядом с этими высказываниями торчат «либеральные уши». Скажем, в рамках обсуждаемой радиопередачи Донской ратует за появление в России «социальных лифтов» и тут же высказывает пожелание, «чтобы в России образовывались учебные заведения наподобие Итона в Англии, откуда будет выходить элита». Узкий список учебных заведений, обучение в которых служит пропуском в элиту, чаще как раз мешает «социальным лифтам». Ведь, чтобы поступить в тот же Итонский колледж, насколько известно, нужно заплатить более 24 000 фунтов в год за обучение. Конечно, можно стать королевским стипендиатом – однако для этого нужно сдавать весьма сложные экзамены с 10-11 лет – вряд ли это под силу многим представителям бедным семей.
Наконец, в-четвертых, сегодня весьма успешными организаторами акций протеста в регионах становятся региональные движения, собравшие вокруг себя всех недовольных какими-то местными проблемами – будь то пошлины на ввоз иномарок или тарифы ЖКХ. Такое движение в своем регионе создал и Александр Донской – называется оно «Неравнодушные». В эфире радио «Свобода» экс-мэр Архангельска много рассказывал о своем детище – и именно ему в заслугу ставит проведение весьма крупного митинга, состоявшегося в этом городе в конце марта. Донской даже надеется, что это движение через несколько лет станет всероссийским и превратиться в партию – «Неравнодушная Россия». Однако, если посмотреть блоги арахангелогородцев, можно увидеть, что многие из участников того самого митинга считают роль Донского и его сторонников в организации акции не слишком высокой. Да и численность активистов движения пока невелика – сам Донской в ходе передачи оценил его в 40 человек. Так что и на этом поприще перспективы Донского весьма туманны.
Впрочем, мы же сказали, что Александр Донской – почти что «герой нашего времени». А какая ассоциация с этим словосочетанием появляется у тех, кто давно закончил школу, но все-таки не забыл уроков литературы? Правильно – «лишний человек». Хотя в современных условиях практически любой, кто занимается публичной политикой, под это определение подпадает.