Трудно вспомнить профессии, которым в советское время хоть однажды не посвящалась бы кинокартина. В эпоху 90-х все рекорды по представленности на экране побила одна профессия – бандит. 2000-е вернули традицию кино о трудовых отношениях и заполнили экран сериалами о людях самых разных сфер деятельности – от «Дальнобойщиков» до «Банкирш». Впрочем, не были забыты и романтики с большой дороги, так что телезритель получил возможность вполне профессионально разобраться в особенностях разделения труда в криминальной, околокриминальной сфере и просто среди любителей поиграть в игры с законом. Последним посвящен новый сериал «Захватчики», который с 12 по 21 мая был представлен зрителям телеканала НТВ. Правда, его герои более известны россиянам под англоязычным словом «рейдеры».
«Богатый бездельник попадает в переделку, которая учит его уму-разуму и заставляет стать полезным членом общества», – так вкратце можно описать один из самых древних в мире сюжетов, встречающихся еще в народных сказках. Главную героиню «Захватчиков» Ольгу сами создатели сериала предпочитают называть «богатой бездельницей», которая, не зная горя, училась в Лондоне на деньги папы, долларового миллионера. Однако, приехав домой, Ольга находит отца убитым, его бизнес – захваченным конкурентами, а сама она вскоре оказывается за решеткой.Правда, совсем ненадолго – и после некоторых перипетий превращается, надо полагать в «полезного члена общества». Вместо «богатой бездельницы» Ольга становится сотрудницей рейдерской конторы «Антаго», «одной из захватчиков». Причем рейдеры в фильме – вовсе не герои историй с криминальным душком, а настоящие благородные пираты из романов для юношества. Смелы, умны, образованны, молоды, «друзей в беде не бросают», бизнес отбирают, в основном – у «плохих дядей». В общем, авторы сериала очень оригинально восприняли модную в прошлом году тему борьбы с рейдерством и решения «партии и правительства» на эту тему.
Фильм снят так, что трудно удержаться от сочувствия «захватчикам» из «Антаго», даже если они совершают очень неприглядные, а порой и мерзкие поступки. Впрочем, если немного поразмыслить, остается впечатление, что за новомодным словом «рейдеры» и новыми лицами скрывается что-то очень знакомое. Что-то из 90-х. И вскоре осознаешь, что милые гламурные персонажи фильма не так уж сильно отличаются от ребят в «стильных тренировочных штанах» и с золотыми цепями на шеях. Да, от работы героев нашего времени трупов остается поменьше (хотя все равно не без них). Лица уже не напоминают экспонаты из музейной экспозиции «Неандертальцы и их современники». Граждане научились красиво говорить и находить базу для своих действий не только в «понятиях», но и в различных дырах в законодательстве. Среди них – люди уже не с прошлым уличных хулиганов, но юристы, программисты и даже артисты.
Однако сильно ли изменилось содержание? Те же самые «разборки» с конкурентами с применением силы и без особого беспокойства, что после работы может остаться пара трупов. Та же самая деятельность на грани закона – хотя, конечно, уже не так грубо, как у их предшественников из 90-х. Кстати, а где сейчас эти «предшественники»? В фильме они тоже есть – никуда не делись. Просто теперь они нашли легальное прикрытие для своей деятельности, став «президентами банков» и «директорами рынков». Боевики их группировок превратились в сотрудников служб безопасности и ЧОПов.
Между тем и сами герои-рейдеры, судя по всему – никто иные, как дети удачливых «братков» из 90-х. Скажем, главная героиня Ольга вспоминает, как в детстве встречала отца из тюрьмы, и тот учил ее, что проблемы на свободе решать куда как сподручнее. Конечно, можно вспомнить знаменитое «от тюрьмы, да от сумы не зарекайся», но не исключено, что бизнес папы героини вполне предполагал и такое развитие событий. Здесь сразу приходит на память сцена из снятого в 90-е фильма «Сестры», где девочка вот так же встречает на выходе из тюрьмы папу – криминального авторитета. Этот папа в итоге похищает воровскую казну, ликвидирует конкурентов и благополучно переезжает с семьей и полученными деньгами в Швейцарию. Чем не предыстория «Захватчиков»? Так что Ольга не просто собирается вернуть себе папин бизнес – она идет по стопам родителя.
Впрочем, рейдеры все же отличаются от классических бандитов. Правда, как раз это кардинальное отличие в «Захватчиках» и незаметно: в сериале о рейдерах отсутствует одна важная сторона, чье наличие многое бы объясняло. Почему для захватчиков из «Антаго» никогда не составляют проблемы нужные судебные решения и исполнительные листы? Почему у них возникают проблемы с конкурентами, но не с законом, и, кажется, есть свои люди в милиции? Почему самым беспомощным героем сериала выглядит молодой честный сотрудник милиции, от которого отмахивается начальство, которого не боятся сами захватчики и не считают надежным защитником пострадавшие? Потому что рейдерство в жизни невозможно без поддержки государственной бюрократии. «Вот сейчас говорят о борьбе с рейдерством. А как с ним бороться, если главный рейдер у нас в области – наш губернатор?» – поведали автору этих строк в одном из регионов. Однако в сериале тема чиновника практически не раскрыта. От греха подальше.
А между тем именно это и отличает бандитов от прототипов героев «Захватчиков». Первые – олицетворение грубой необузданной силы, противостоящей государственной машине извне, хотя иногда и использующей возможности этой машины в собственных целях. Вторые – прямое порождение бюрократической машины, вся сила которых заключается только в принадлежности к ней. Действующие цинично, жестко, но при этом так, чтобы все было тихо и не нарушало неписаных бюрократических законов. Первые переступают через закон открыто, вторые подрывают его изнутри. В этом отличие героев 90-х от новых персонажей из 2000-х, «пиратов эпохи стабильности».
Здесь можно задаться вопросом: а какое дело до морального облика и методов «захватчиков» простым гражданам? Ну, отобрали бизнес у одних дядей (который подчас сами приобрели его с нарушением закона) и отдали другим. Что-то изменилось принципиально? Дело, однако, в том, что, во-первых, от рейдерства часто страдают и интересы самих работников (в серии «Захватчиков» про вагоноремонтный завод эта тема затрагивается), а во-вторых, пока закон не соблюдается в отношении этих самых «влиятельных дядь», для простых смертных он тоже будет оставаться простым звуком. Если бюрократия через близкие ей структуры может отнять у кого-то завод, неужели она остановится перед тем, чтобы отобрать у простых граждан квартиру или дачный участок? Но главное – ничего не изменится, пока сами граждане не осознают, что они не объект, а субъект. В одной из серий «Захватчиков» продавец на захваченном рейдерами рынке произносит интересную фразу: «Пока прежние были хозяевами – мы их уважали. Теперь пришли новые – нам их приходится уважать».
Пока что услышать от простых смертных «мы – хозяева», скорее утопия, чем реальность. Но пока этого не произойдет, каждая новая эпоха будет порождать все новых «захватчиков». И не так уж важно, получили они образование в Лондоне или в ПТУ на соседней улице. Вот это уж точно принципиально не меняет ничего.