Дмитрий Медведев находится у власти около года. Не так уж много для главы государства, особенно учитывая, что вторым лицом в стране при нем остается президент бывший. И это прибавляет пищи для ума политологам. Действительно, сколько чернил было пролито и компьютерных клавиш сбито в спорах на тему, чье влияние прослеживается за тем или иным решением – Путина или Медведева? Впрочем, одна черта за время правления Медведева все-таки явно обозначилась. Новая власть очень любит воспитывать. И какие праздники отмечать, посоветует (День святого Валентина – нельзя, День Петра и Февронии – можно), и какими семьи должны быть, расскажет (чтобы все, даже дальние родственники в делах семьи свое слово имели), и какой женщине быть, объяснят («склонной к смирению», если верить супруге президента).
Однако взрослые – они же люди испорченные, их воспитывать поздно. То ли дело подростки. Воспитания они, правда, тоже не выносят, но от взрослых все еще сильно зависимы, так что их наставить на путь истинный будет в самый раз. Еще летом прошлого года за воспитание молодежи активно взялась Дума. Однако депутатов самих совсем недавно правильно воспитали (объяснив, что «парламент – не место для дискуссий»), так что и с заданием они справились в стиле большинства неофитов – старательно, но не на отлично. Получилось, как в советской комедии «Семь нянек»: «Ипподромы, планетарии всякие – это не для подростков». В одну кучу «экстремистских течений» народные избранники свалили и фашистов, и антифашистов, и буйных футбольных фанатов, и тихих эмо с готами.
Потом тема воспитания молодежи на фоне войны в Южной Осетии, экономического кризиса и попыток «воспитать» гастарбайтеров отошла в тень. До весны нынешнего года, когда наступил официально объявленный Год молодежи. При этом в чем заключается государственная молодежная политика, кроме узкого круга специалистов, объяснить что-либо конкретное никто не мог. Молодежные спортивные секции и технические кружки, расширение возможностей на получение образования и программы для молодых семей – все это правильно, но дорого. Однако вскоре нашлось решение дешевое и сердитое. В целях воспитания подрастающего поколения 15 апреля 2009 года Госдума РФ в окончательном чтении утвердила внесенные президентом поправки к закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Суть поправок заключается в том, что лица моложе 18 лет не смогут появляться на улицах после 23 часов без сопровождения взрослых.
А 30 марта в передаче «Честный понедельник» на телеканале НТВ о «комендантском часе для подростков» спорили телеведущий Сергей Минаев, вице-спикер Госдумы от «Единой России» Светлана Журова, член Общественной палаты РФ Олег Зыков и общественный активист из Екатеринбурга Валерий Неталиев. Столь разношерстный состав участников впечатлял. Олег Зыков известен как подростковый нарколог, Валерий Неталиев создал в своем городе родительский комитет, целью которого стала борьба с педофилами, а Светлана Журова настаивала на том, что данный законопроект поможет в борьбе с подростковой преступностью. То есть успевший прославиться закон, подробно храброму портняжке из сказки, может побить «семерых одним ударом».
В ходе дискуссии, однако, выяснилось, что не все так просто. Если говорить о преступлениях против детей, то, как заявил Олег Зыков, до 80 % из них совершается в семьях. То есть, убрав детей с улиц и отправив их по домам, от насилия их спасти нельзя. Если говорить о преступлениях со стороны подростков, то и здесь закон далеко не всегда будет действен. Как высказывались зрители в студии «Честного понедельника», большинство трудных подростков – дети из столь же трудных семей. Так что их родителей вряд ли напугают штрафы – потому что взыскать деньги с оказавшихся на социальном дне родителей просто невозможно. Вряд ли закон поможет кардинально изменить ситуацию и с разгулом педофилии – ведь педофилы обычно подстерегают детей как раз днем, например, около школ, а то и сами устраиваются работать педагогами. Благо наказания за педофилию по сравнению с той же Европой в России мягкие, а учет такого рода преступников (чтобы они, например, не могли устроиться на работу с детьми) практически отсутствует.
Не стоит забывать и еще об одном обстоятельстве (о которой героям программы также напомнили зрители в студии). Обходиться без надзора взрослых молодые люди и девушки по этому закону не смогут до 18 лет (если субъект Федерации не примет собственного закона, понижающего эту возрастную планку, но не более, чем до 16 лет). Однако к этому возрасту люди уже либо учатся, либо работают, либо совмещают оба эти занятия. Это уже вполне взрослые люди – а их отправляют под надзор родителей. В 18 лет кто-то отправится в армию (то есть если смотреть на вещи традиционно – станет взрослым уже во всех отношениях), а он все еще под контролем родителей находится.
Впрочем, «Честный понедельник», посвященный подростковому комендантскому часу, был интересен даже не этим. От рассуждений о детях герои программы и зрители перешли к обсуждению друг друга. Так, на довольно невинную реплику Светланы Журовой, как она воспитывает своих детей, Валерий Неталиев обиженно заметил: «Это что же – у нас матриархат теперь?» Мол, женщины будут устанавливать, как с детьми обращаться. Вскоре эстафета по «указыванию женщине ее места» перешла к присутствовавшему в студии актеру Сергею Селину (известному широкой публике как капитан Дукалис из сериала «Улицы разбитых фонарей»), который порекомендовал Светлане Журовой вместо общественных вопросов лучше приходить домой пораньше и детям ужин готовить. В общем, с воспитания подростков участники программы плавно перешли к воспитанию взрослых.
Получилось, что герои «Честного понедельника», сами того не ведая, предложили действительно революционное решение многих социальных проблем. От воспитания подростков и правда можно перейти к воспитанию взрослых. Скажем, в рамках борьбы с преступностью ввести комендантский час и для них. В целях борьбы с экономическим кризисом – не создавать новые рабочие места, а воспитывать население в консервативных традициях. Кстати, неплохой пример уже подан – в повести братьев Стругацких «Обитаемый остров», вторая часть фильма по мотивам которого выходит как раз в апреле. В описанной в книге (и фильме) Стране Отцов все проблемы – от голода до инфляции – так же эффективно решаются путем своеобразного «воспитания»: обработки сознания населения в нужном ключе. Лица же, воспитанию не поддающиеся, становятся уже «воспитуемыми» в самом прямом смысле – так в этом мире называют пожизненных каторжников. В Стране Отцов путь из воспитателей в «воспитуемые» очень прост и недолог.
«Честный понедельник» показал, что и в нашей стране барьер между одними и другими очень зыбок. Остается надеяться, что «отцы» российского государства, не обладающие такими техническими возможностями для воспитания населения, как у правительства Неизвестных Отцов из «Обитаемого острова», все же сосредоточатся на реальном решении проблем как молодежи, так и страны в целом. Или для этого народ должен сам заняться их воспитанием?