31 октября 2008 года в санкт-петербургском Государственном центре фотографии открылась выставка-презентация издания «Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890-1941». Выставка продлится до 12 декабря.
Экспозиция состоит из более чем 70 листов книги «Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890-1941», роскошного издания, выпущенного в 2006 году московским музеем-галереей «Новый Эрмитаж – один» при поддержке новосибирского Центра Эль Лисицкого. Эта книга является достойной попыткой тотального рассказа о жизни и творчестве мастера: в нее включены редкие архивные материалы, богатый визуальный материал, искусствоведческая аналитика. И более того, по своей форме и содержанию книга вполне соответствует духу художника-теоретика, стремившегося сочетать в своей деятельности различные сферы: фотографию, дизайн, архитектуру.
Главным нервом деятельности Лазаря Лисицкого было пространство времени и места, независимо от используемого материала и области приложения, будь то проект дома, политический плакат, разворот парадного альбома, оформление выставочного павильона или детская книга. Всем его проектам присуще уникальное чувство конструкции и умение синтезировать различные виды искусств.
В своих ранних теоретических трудах (не лишенных метафизического пафоса его учителя Казимира Малевича) и практических штудиях – проунах (супрематических трехмерных конструкциях), фотограммах, монтажах Лисицкий будто бы решал извечную теорему о нахождении оптимальной и выразительной формы. В конце 1910-х – начале 1920-х годов его поиски еще лежали в плоскости абстракции, но политические перемены в стране позволили Лисицкому и другим художникам-авангардистам продолжить свои художественные эксперименты в поле реальной истории.
Двадцатиминутный фильм, созданный с помощью современной трехмерной компьютерной графики, показывает, как архитектурные проекты Лисицкого, предназначенные в основном для строительства административных зданий, могли быть реализованы. К сожалению, ни одно из этих зданий так и не было построено, слишком смелые идеи художника по оптимизации жизненного пространства так и не соединились с реальным бытом. И вот авторы выставочного проекта попытались хотя бы в виртуальной форме воплотить некоторые задумки Лисицкого.
Сама конструкция презентуемой книги (7 книг в футляре), во многом перекликается с макетами книг, которые художник проектировал в 30-е годы. Не стоит напоминать, насколько тяжелое для страны это было время, внутренний террор распространялся и на художественную обстановку, отравленную постоянными обвинениями в «натурализме» и «формализме» тех, кто так и не захотел принять эстетику соцреализма.
Но единственной областью, где художники могли продолжать конструктивистские методы в эпоху сталинизма, был именно книжный дизайн. Бывшие пионеры авангарда – Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова, Соломон Теллингатер – работают в то время над оформлением парадных, богато иллюстрированных изданий, предназначенных для партийной элиты и подарков за рубеж. Власть нуждалась в подобной форме визуальной репрезентации – и опыт конструктивистов, умеющих облечь разнородный материал в универсальную форму, насыщенную идеологическим содержанием, был как нельзя кстати.
Лисицкий работал в то время над дизайном иллюстрированных журналов «СССР на стройке», «На стройке МТС и совхозов», альбомами «Карл Маркс» (1933), «Рабоче-крестьянская Красная армия» (1934), «Индустрия социализма» (1935) и др. Эти издания до сих пор относят к шедеврам книжного дизайна, так как в них отражено новое отношение к фотокниге и печатным СМИ как медиа, стремившемся стать для человека 30-х своеобразным подобием современного интернета или телевидения.
Замечательно, что наконец появилась достойная и по форме и по содержанию монография об Эль Лисицком, жаль лишь, что высокая цена книги (более 25 тысяч рублей) и небольшой тираж (970 экземпляров), ограничивает возможность ознакомиться с ней.
Софья Коробкова